Румыния в межвоенное время

У Великой Румынии имелись причины впасть в растерянность – нации было трудно понять, чем ей заняться дальше. История, тысячелетиями жестко ставившая перед румынами вопрос о приспособлении к внешним обстоятельствам, вдруг сняла (или, по крайней мере, поставила куда мягче) эту привычную для них проблему. Теперь многое можно было решать, исходя из собственных идеалов и предпочтений. А тем для выбора ставший более пестрым и нестабильным мир подкидывал немало – между национализмом и интеграцией, между демократией и диктатурой, между социализмом и капитализмом, между модернизацией любой ценой и сознательным отставанием с целью избежать надрыва собственных сил.

По первому пункту Румыния без долгих размышлений выбрала национализм. Нация, иногда добровольно, чаще принудительно подражавшая болгарам, венграм, туркам, полякам, грекам, русским, французам с неизменным ощущением себя убогой периферией этих народов, наконец, получила основание осознать себя в качестве отдельного значимого центра. Даже ранее принятая с восторгом франкофилия отступила под натиском очарования румын собственным грандиозным успехом в деле объединения страны и стремления сделать Румынию достойной ее нового положения в мире. Однозначного ответа на то, могла ли Румыния успешно решить эту задачу, история так и не дала.

По части пышного оформления нового статуса страны все было в порядке. 15 октября 1922 г. Фердинанд и Мария в ходе обставленного в византийском стиле торжества были коронованы в Алба Юлии королем и королевой Великой Румынии. Для проведения церемонии в центре города рядом с древним католическим храмом построили православный собор. Таким образом, было положено начало активному строительству, в ходе которого трансильванские православные, веками довольствовавшиеся деревянными сельскими церквями, взяли свое. В 1920 – 30-х годах во всех значимых городах Трансильвании были построены большие православные соборы. Католические и протестантские святыни при этом не конфисковывались и не разрушались, так что они по-прежнему стоят на главных площадях трансильванских городов, а православные храмы занимают место немного в стороне. Строительство последнего из таких соборов – тимишоарского – было завершено в 1946 г., когда быстротечная эпоха румынского величия осталась далеко позади.

Изменившийся статус страны предполагал не только новые церкви, но и более серьезные церковные институты. В 1925 г. решением парламента вместо прежней митрополии была создана Румынская патриархия. Как это случалось повсюду в православном мире, государственное обособление рано или поздно вело к созданию духовных центров, не подчиняющихся Константинополю. Румынское государство, повернувшееся к церкви спиной во времена Кузы, вновь приняло православие под опеку и покровительство. Румынские православные священники стали получать зарплату из бюджета, вопреки конституционным нормам их превратили фактически в государственных служащих.

Поднявшаяся было на невиданные ранее высоты, румынская демократия вскоре начала давать сбои. Либералы и тесно связанный с ними король Фердинанд были недовольны плодами всеобщего избирательного права в виде решительной победы трансильванцев и крестьянских представителей. Они воспользовались неспособностью правительства Вайды-Воевода справиться с волной забастовок возмущенных послевоенной разрухой рабочих, и в марте 1920 г. король отправил лидера трансильванской национальной партии в отставку. Его сменил герой сражений 1917 г., любимый народом человек твердой руки генерал Авереску. Правительство дало жесткий отпор рабочему движению – решающая схватка произошла в октябре 1920 г., когда руководство социал-демократической партии и профсоюзов призвало к всеобщей забастовке, но в ответ было арестовано властями. Стачка началась, но быстро сошла на нет, не приведя к значительным социальным уступкам, которые могли бы быть губительны для подорванной войной экономики.

А в 1921 г. правительство Авереску провело давно обещанные, но запаздывавшие законы об аграрной реформе. Согласно этим законам у владельцев изымались (за компенсацию, которую в последующие годы постепенно возмещали крестьяне) излишки сельскохозяйственных земель, превышавшие норму в 100 гектаров на собственника. Из этого верхнего предела был сделан ряд послаблений, так что в некоторых случаях помещики могли сохранять владения площадью до 500 гектаров. Бескомпромиссно земельная реформа проводилась в новоприсоединенных областях, где помимо социально-экономических проблем решалась еще и политическая задача разрушения нерумынских элит, исключения же могли быть сделаны для землевладельцев старого королевства (как теперь стали называть земли довоенной Румынии).

Земельный передел решительно демократизировал социально-экономическую систему Румынии – если до 1921 г. помещикам принадлежало 48% сельскохозяйственных земель, то после реформы только 10%. Потомки венгерского вольного дворянства и бессарабских помещиков, валашских и молдавских бояр перестали быть господствующим классом.

Благосостояние крестьянства после перераспределения земель возросло, подтверждением чему стало существенное снижение экспорта зерна из Румынии. То, что раньше помещики выколачивали из мужиков для продажи за границу, теперь крестьяне съедали сами. Тем более что едоков становилось все больше. За 20 межвоенных лет население Румынии увеличилось на 4 млн., достигнув почти 20 млн. человек. Демографический взрыв во многом обесценил социальный эффект реформы – выросшие было земельные наделы крестьян снова делились между многочисленным потомством, обрекая владельцев крохотных клочков земли на нищенское существование.

К концу рассматриваемого периода свет в конце туннеля все же забрезжил. Рождаемость в Румынии, достигнув пика перед Первой мировой войной, за межвоенные годы снизилась с 39 до 28 рождений на тысячу человек. Румыны начинали понимать, что восходящая к древнейшим временам модель поведения, направленная на продолжение и умножение рода любой ценой, плохо сочетается с условиями жизни в индустриальном обществе. Времена, когда румынские правители станут беспощадно, но безуспешно бороться за повышение рождаемости, были уже не за горами.

Авереску, являвшийся теперь не только героем войны, но и человеком, давшим крестьянам землю, был необычайно популярен. Если бы он захотел стать диктатором, он бы, наверное, смог это сделать. Но генерал был законопослушен, так что когда Брэтиану решил вернуться к власти, Авереску безропотно уступил ему место премьера. Сформировав правительство в январе 1922 г., лидер либералов поспешил назначить досрочное голосование. И довоенная политическая культура вернулась – прошедшие под контролем либералов выборы принесли им победу. Рожденные в старом королевстве приемы запугивания и фальсификации начали работать в масштабах Великой Румынии. Старая либеральная олигархия вернулась. Национальная и цэрэнистская партии пытались протестовать против нечестных выборов, но в тот момент широкой поддержки не получили.

Последнее объясняется тем, что послевоенные экономические трудности стремительно уходили в прошлое. Снижение экспортного потенциала сельского хозяйства могло бы привести к серьезным экономическим затруднениям, если бы не нефть. Структура румынского экспорта теперь выглядела иначе, чем до войны – порядка 40% приходилось на нефть и нефтепродукты и только 30% - на зерно. Нефти Румыния в 1928 г. добывала 86 тыс. баррелей в день – в два с половиной раза больше, чем до войны. Миллионы европейских моторов, в которых горели бензин, керосин и солярка из Плоешть, все быстрее несли страну к процветанию.

В 1924 г. румынская экономика достигла довоенного уровня и уверенно продолжила развитие. Среднегодовой рост национального дохода превысил 5%. Лозунг либералов «Развиваться собственными силами!» в новой Румынии, с ее выросшим, пополнившимся трансильванской горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленностью экономическим потенциалом, звучал убедительнее, чем в довоенной аграрной стране. Но точно также как и предыдущие десятилетия, он вел к активному вмешательству государства в экономику, ограничениям деятельности иностранных инвесторов, господству замкнутой и коррумпированной промышленной олигархии.

Города быстро росли, доля городского населения увеличивалась, хотя оставалась сравнительно небольшой – к 1930 г. в городах жило 20% населения страны. Выдающийся динамизм демонстрировала румынская столица, куда текли самые широкие потоки нефтемарок и нефтефунтов, съезжались дельцы со всего света и прожигатели жизни со всей Румынии, тянулись десятки тысяч искателей лучшей доли из менее благополучных областей страны. Стремительно росли как коттеджи и многоквартирные дома для среднего класса, так и трущобы на окраинах. В первые послевоенные годы господствует отдающий дань национальным традициям новый брынковянский стиль, но в 1930-х промышленная стандартизация берет свое, и румынские города начинают заполняться конструктивистскими коробками из стекла и бетона.

На этом оптимистическом фоне совершенствовалась идеология либералов, которая должна была стать противовесом господствовавшим в румынской культуре консерватизму и антибуржуазности. Опубликовавшие свои основные книги в 1925 г., экономист Штефан Зелетин и литературный критик Еуджен Ловинеску писали о естественности и успешном развитии в Румынии процессов идеологической, социальной, экономической модернизации и сближения с Западом. В тот период основания для таких утверждений действительно были, но все же перехватить лидерство у пессимистического, консервативного и мистического мейнстрима румынской культуры либеральные идеологи не смогли.

Извне румынскому благополучию на первых порах никто не угрожал, но и система его защиты оказалась выстроена не лучшим образом. В 1920 – 1921 гг. Румыния, Чехословакия и Югославия в целях сохранения приобретенного в Первой мировой войне создали Малую Антанту. В 1921 г. был заключен румыно-польский союз. Казалось бы естественным продолжением этих региональных систем безопасности должен был стать союз с главными победителями Первой мировой – Францией и Великобританией. Но они действовали в духе тех самых пацифизма и национального эгоизма, которые после появления Гитлера так дорого обойдутся им самим и значительной части остального человечества. Великобритания сразу отказалась от каких-либо обязательств в Восточной Европе. Франция после долгих уговоров в 1926 г. подписала с Румынией расплывчатый договор о партнерстве, не предусматривавший никаких четких обязательств в плане военного союза. Оставалось членство в созданной Парижской конференцией Лиге наций и участие в попытках создать систему договоров об отказе от применения силы в международных отношениях, но ни к чему путному они не привели.

По-прежнему враждебными, не примирившимися с территориальными потерями, оставались Венгрия и Болгария. Их естественным союзником являлась Германия, продолжавшая быть ведущей экономической силой в регионе, в том числе и главным партнером Румынии. СССР открыто заявлял, что не признает присоединение Бессарабии к Румынии. В 1924 г. коммунистические боевики захватывают городок Татарбунары в южной Бессарабии. Их призыв к местному населению восстать, отделиться от Румынии и позвать на помощь советскую армию не находит отклика. Румынская армия разбивает коммунистов. После этого на восточной границе наступает передышка.

Но СССР сразу дает понять, что речь идет только о передышке, а никак не об отказе от борьбы за Восточную Молдавию. В Москве вспоминают старый проект Российской империи – создать Новую Молдавию в области, куда в конце 18 столетия были привлечены молдавские переселенцы. В конце 1924 г. на землях вдоль восточного берега Днестра, где молдаване составляют около трети населения, создается Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украины. Она должна быть базой революционной борьбы и основой будущей Советской Молдавии. Молдавская автономия станет прообразом МССР, и не только ее.

В 1934 г. СССР и Румынии удается договориться об установлении дипломатических отношений, обойдя вопрос о принадлежности Бессарабии. В том же 1934 г. создается Балканская Антанта, примечательной чертой которой стала попытка вовлечь в союз страны, потерпевшие поражение в Первой мировой войне. Помимо Румынии, Югославии и Греции, в это объединение вошла Турция. Болгарию тоже пригласили, но она отказалась, оставшись балканским изгоем.

Рассчитывая на ответное понимание Советского Союза в бессарабском вопросе, Румыния не допускала деятельности антисоветских организаций и не поощряла переселения белых эмигрантов на свою территорию. Другое дело, что сама Бессарабия с ее русско-еврейскими городами оставалась одним из русских очагов, недосягаемых для коммунистической власти. Вместе взятые, русские, украинцы и евреи составляли в 1930 г. 30% населения Восточной Молдавии, молдаван (румын) было 56%. Русское население Бессарабии не создало своей политической организации, зато характерной чертой общественной жизни края было господство на информационном рынке местной русскоязычной прессы.

Венгерское население Трансильвании создало свою организацию, назвав ее Венгерская партия. Участвуя в выборах, венгры голосовали только за свою партию, а что-либо сфальсифицировать в венгерских областях румынские власти не могли. Так что кандидаты Венгерской партии проходили в парламент Румынии, но не принимали участия в политической жизни страны. В таком же духе действовала большая часть венгерского населения, старавшаяся по возможности избегать интеграции в румынское общество. Поскольку население трансильванских городов оставалось в основном нерумынским, возможности для такого поведения имелись.

Румынское общество, начавшее было скучать среди благополучия и стабильности, вскоре получило возможность развлечься новыми пикантными историями из жизни королевского семейства. Принц Кароль влюбился в Елену Лупеску, которая была не только простолюдинкой, но еще и еврейкой. В отличие от предыдущих пассий, она сумела овладеть сердцем принца навсегда. Ради нее он покинул жену и сына, а когда ему надоели упреки в неподобающем поведении, то и страну, в 1925 г. уехав с любовницей в Париж. В ответ парламент в 1926 г. провозглашает наследником престола сына Кароля Михая.

В 1927 г. умирает король Фердинанд. Румынским монархом становится пятилетний Михай. Кажется, что благосклонная судьба готовит феноменально долгое царствование мальчику, рожденному в счастливое для Румынии время. Формируется регентский совет из брата Кароля принца Николае, патриарха Мирона Кристи и председателя кассационного суда. Реальным хозяином положения может чувствовать себя лидер либералов Брэтиану. Но в этот момент своего наивысшего торжества он тоже внезапно умирает в ноябре 1927 г. В безмятежно спокойном для румын 1927 г. Бог одновременно призвал обоих творцов Великой Румынии, расчистив сцену для нового акта румынской драмы.

Король Фердинанд и Брэтиану сумели, несмотря на реформы, во многом воспроизвести в стране довоенные политические порядки. Поэтому их уход стал для общества сигналом к переменам. Возглавил движение за наполнение провозглашенных демократических норм реальным содержанием Юлиу Маниу. В 1926 г. его национальная партия объединилась с цэрэнистами Михалаке, окончательно превратившись из трансильванской политической организации в общенациональную. Теперь накопленный трансильванскими румынами опыт противостояния венгерской дворянской олигархии пригодился в борьбе с румынской бюрократической и промышленной олигархией. Идеологией национал-цэрэнистов стала разработанная экономистом Вирджилом Маджару концепция опоры на мелкую собственность и сельское хозяйство. По мнению ее авторов, реалистичным путем Румынии к благополучию была интеграция в мировую экономику в качестве поставщика сельскохозяйственной продукции, чему способствовали и климат страны, и наличие огромного количества крестьянских хозяйств. Именно на их модернизацию, а не на погоню за призраком индустриальной мини-империи, национал-цэрэнисты предлагали пустить нефтяные доходы страны.

В 1928 г. Маниу и Михалаке организовали широкую кампанию протеста, увенчавшуюся 100-тысячным митингом в уже приобретшей символическое значение Алба Юлии. Либералов, в рядах которых после смерти многолетнего лидера начались разброд и шатание, не спасло даже принятие в 1928 г. закона о восьмичасовом рабочем дне. В ноябре 1928 г. либеральный премьер Винтилэ Брэтиану ушел в отставку, новое правительство сформировал Маниу. На состоявшихся в декабре выборах национал-цэрэнисты получили 77% голосов. Хотя нахождение у власти к моменту голосования кабинета Маниу и наводит на мысль о фальсификации, все же чуждость победившей партии старорумынской политической традиции и ее слабые связи с бюрократическим аппаратом дают основания утверждать, что триумф национал-цэрэнистов был следствием искреннего стремления страны к переменам, а не использования административного ресурса. Так румынское общество сделало заявку на то, что оно не только желает, но и умеет в рамках демократических процедур менять руководство и корректировать стратегию развития страны.

Возможно, именно этот момент был наиболее многообещающим для румынского будущего, но окружающий мир поспешил внести поправки. Через год после прихода национал-цэрэнистов к власти в Румынии, 24 октября 1929 г. произошло катастрофическое падение котировок акций на Нью-Йоркской бирже, положившее начало Великой депрессии. Румыния была основательно интегрирована в мировое хозяйство, так что и кризис бил ее беспощадно. Промышленное производство за 1929 – 1933 гг. сократилось более чем наполовину, покупательная способность зарплат упала на 40%, численность безработных перевалила за полмиллиона. Мировой рынок зерна оказался катастрофически перенасыщен, тем более что как раз в это время СССР, проведя коллективизацию и получив возможность обирать своих крестьян в невиданных ранее масштабах, продавал зерно по демпинговым ценам. Так что крестьянские хозяйства, ждавшие от правительства Маниу благоденствия, столкнулись с угрозой массовых разорений.

Крестьянских восстаний удалось избежать, развернув программу покрытия долгов сельских хозяев за счет государства. Для этого использовали доходы нефтяной промышленности. Ее достижение было поистине выдающимся – в условиях самого жестокого в истории экономического кризиса добыча нефти не упала, а возросла с 86 тыс. баррелей в день в 1928 г. до 151 тыс. в 1933 г. В эти годы доля зерна в румынском экспорте упала ниже отметки в 20%, а доля нефти и нефтепродуктов составила больше половины.

А вот рабочих забастовок было множество. Самую непримиримую из них – в 1930 г. вновь дали бой, на этот раз уже румынским властям, шахтеры долины Жиу - правительству, пришедшему к власти под лозунгом установления истинной демократии, пришлось давить силой оружия.

Демократический эксперимент национал-цэрэнистов закончился безуспешно также (а вполне возможно в первую очередь) и по причине еще одного их решения, кризисом никак не обусловленного. Во время кампании протестов в 1928 г. Маниу использовал для мобилизации крестьян веру в доброго царя. Он агитировал за возведение на престол принца Кароля, как человека способного обуздать правящую от имени малолетнего короля Михая либеральную олигархию. Маниу обусловил провозглашение Кароля монархом разрывом с любовницей и возвращением к законной жене. Тот согласился – чужой власти над собой принц не терпел, а вот власти для себя ему хотелось. В июне 1930 г. Кароль прилетел в Бухарест, и парламент провозгласил его королем. За этим последовал приезд в Румынию королевской любовницы Елены Лупеску и изгнание из страны королевы Елены. Взять с собой сына Кароль Елене не разрешил, и разлука с мамой, видимо, стала для мальчика более сильным переживанием, чем восшествие на престол в пятилетнем возрасте и свержение в восьмилетнем.

Маниу был возмущен королевским обманом, но тем хуже для него. В октябре 1930 г. Кароль II отправил национал-цэрэнистского премьера в отставку, сформировав покорный кабинет из представителей третьестепенных партий, а в течение нескольких последующих лет постоянно менял правительства, стремясь принизить этот институт и лишить его самостоятельности. В 1931 г. новые выборы были проведены в духе «лучших» румынских традиций, так что национал-цэрэнисты, тремя годами ранее победившие с огромным перевесом, на этот раз получили 15% голосов.

1930-е годы были отмечены самыми выдающимися за всю ее историю достижениями румынской культуры. Многие творцы, начавшие еще в довоенные годы, достигли в этот период своего расцвета, а еще более богатое талантами новое поколение начало свой путь, чтобы добраться до вершин уже в коммунистические времена, в основном в эмиграции. А тридцатые стали временем, когда осознание Румынией себя самостоятельным культурным центром в сочетании с царившими в обществе растерянностью и страхом перед необходимостью самостоятельного выбора пути, привели к наибольшему духовному напряжению.

В румынской культуре тех времен оказались одинаково сильно представлены как самый что ни на есть космополитичный авангард, так и радикальный националистический консерватизм. Самые знаменитые румынские имена относятся к первому направлению – это основатель театра абсурда Еуджен Ионеску, великий авангардистский скульптор Константин Брэнкушь, основатель течения дадаизма Тристан Тсара. Но эти люди принадлежат не столько румынской, сколько всемирной культуре, большая часть их жизни и творчества связана с Францией.

В Румынии основной тенденцией оставалась критика индустриального буржуазного общества, уход в мир идеализированных деревни, истории и религиозной мистики, глубокий пессимизм. Образцы пессимистического восприятия мира дают поэт и философ Лучиан Блага (сборник «Цветы плесени»), поэт Джордже Баковия (сборник «Свинец»). Беспощадной критикой современной цивилизации наполнены романы писателя Чезара Петреску. А Михаил Садовяну в своих многочисленных книгах уводил читателей к патриархальной деревне и идеализированной истории. Более объективен писатель трансильванского происхождения Ливиу Ребряну, написавший несколько жестких психологических романов о людях, через судьбы которых прошли потрясения румынской истории начала 20 столетия. На фоне этой мрачноватой компании особняком стоит писательница Хортенсия Пападат-Бенджеску, создававшая мирные семейные саги.

Эти критические настроения во многом вписывались во всемирную тенденцию, которая привела множество западных интеллектуалов к левым взглядам. Но Румыния при этом оказалась одной из немногих стран мира, где интеллектуальная элита 1920 – 30-х годов была невосприимчива к социалистическим и коммунистическим идеям. Слишком велико оставалось очарование национальным триумфом 1918 г., так что все интеллектуальные усилия, как официальные, так и оппозиционные, шли в рамках национализма и поиска румынской духовности. Главным представителем этого течения был философ Никифор Крайник – православный мистик, прославлявший достоинства румынской крестьянской культуры. Под влиянием этих взглядов первоначально формировались два великих румынских мыслителя – Мирча Элиаде и Эмил Чоран, прославившиеся уже после Второй мировой войны в эмиграции. Первый как историк религий и писатель, второй как философ с исключительно пессимистическим взглядом на мир.

Наконец на тридцатые годы приходится вершина развития румынской исторической науки. Во второй половине десятилетия историк Николае Йорга (автор 1000 книг и 12000 статей!) публикует одиннадцатитомную «Историю румын», в которой находит наиболее полное воплощение созданная на рубеже 18 – 19 веков латинско-националистическая концепция румынской истории. Йорга был не только великим ученым, но и не особо удачливым политиком - главой того самого марионеточного кабинета, который Кароль II ненадолго привел к власти после отставки Маниу. За это он поплатился, будучи убит экстремистами через год по завершении своего фундаментального труда. И его смерть стала знаком гибели Великой Румынии.

Люди, которым предстояло убить великого пропагандиста румынской национальной идеи Йоргу, тоже были националистами. В условиях нищеты перенаселенной деревни, экономического кризиса, коррупции, разброда в верхах и, в принципе, разочарования тем, что после столь выдающегося достижения, как создание Великой Румынии, не наступило ничего похожего на рай на земле, должно было возникнуть движение протеста. В те времена в большей части мира протестовали под коммунистическими лозунгами, но необычайная популярность национальной идеи сделала невосприимчивыми к коммунизму и верхи и низы румынского общества. Поэтому стало развиваться радикальное националистическое движение.

В конце 1920-х создается «Лига архангела Михаила», чуть позже «Железная гвардия», членов этих организаций чаще всего называют легионерами. У них было две цели – во-первых, установить диктатуру во имя румынской нации и православной веры, во-вторых, отнять богатства у евреев и раздать их народу. И один великий вождь – Корнелиу Кодряну. Это была одна из самых ярких личностей румынской истории, производившая гипнотическое воздействие на простонародье, да и на многих интеллигентов тоже. Предвижу возмущение от сравнения фашиста с героем левых, но все же рискну назвать Кодряну румынским Че Геварой. Идеологические различия между румынским и латиноамериканским героями, конечно, имелись, но и общего было достаточно. Оба были политическими экстремистами. Оба считали насилие лучшим способом достижения цели. Оба были молодыми людьми с романтичной внешностью и горящим взором. Оба плохо кончили (то есть пали смертью героев).

Но в течение большей части 1930-х годов железногвардейцам не удавалось выйти на первые роли в румынском обществе. Они оставались лишь одной из составляющих все более сложной и запутанной картины румынской политики. Растерянность нации находила отражение в сумбурной политической жизни. Количество партий возросло с семи в 1928 г. до семнадцати в 1932 г. Раскалывались либералы, создавались новые партии, в основном близкого к легионерам националистически-антисемитского толка.

Зато у нового короля дела шли хорошо. В конце 1933 г. он приводит к власти либеральное правительство Дуки. Презирая партии, соблюдавшие демократические правила игры, самыми опасными своими врагами король с самого начала счел легионеров. В 1933 г. их организация была запрещена, но люди Кодряну отомстили, в декабре того же года убив премьер-министра. Однако этот удар «Железной гвардии» оказался для Кароля как манна небесная – он позволил ему найти нужного человека. В январе 1934 г. король привел к власти правительство во главе с Георге Тэтэреску. Новый премьер был либералом, но его назначение противоречило сложившейся политической практике, поскольку лидером своей партии он не являлся и даже был в ссоре с ее руководством. Так что своим восхождением к власти новый глава правительства оказался всецело обязан королю. К тому же Тэтэреску сочетал энергию, знания и талант администратора и технократа с умением беспрекословно слушаться хозяина. Кроме того, ему повезло - новое правительство пришло к власти, когда депрессия сменилась экономическим подъемом.

В годы предшествовавшего Второй мировой войне подъема Румыния заняла место среди самых динамично развивавшихся стран мира. За 1932 – 1937 гг. национальный доход вырос на 70%. Из всех либеральных премьеров именно Тэтэреску был наиболее близок к исполнению мечты о создании экономически самодостаточной индустриальной Румынии. Страна создала полноценное машиностроение, начала осваивать передовые технологии. Были пущены заводы, производившие все виды сельскохозяйственных машин, оборудования для добычи и переработки нефти, освоено производство электромоторов, автобусов и даже самолетов. К 1938 г. Румыния с точки зрения экономики перестала быть аграрной страной – промышленность давала почти треть национального дохода, лишь немного уступая сельскому хозяйству. Доля промышленной продукции в импорте снизилась с 65% в 1930 г. до 33% в 1939 г. - привозные машины и оборудование все больше заменялись собственными. В результате начала снижаться потребность страны в нефтяных доходах, и добычу нефти можно было не форсировать как в прежние годы. Укреплялся национальный капитал – в 1916г. на долю румынских компаний приходилось 20% инвестиций в национальную экономику, а в 1939 – 63%.

Экономический рывок предвоенных лет давал румынам все больше оснований видеть себя не внизу, а где-то в середине мировой иерархии. По уровню национального дохода на душу населения Румыния обогнала своих балканских соседей – Болгарию и Грецию – а также Португалию, сравнялась с Венгрией и Польшей. Грамотными были 80% населения, в стране выходили периодические издания общим тиражом 4,5 млн. экземпляров, имелось 350 тыс. радиоприемников. Благодаря последним румынам вскоре предстояло узнать много драматичных новостей в режиме реального времени.

Либеральная олигархия канула в прошлое, но свято место пусто не бывает. Владельцы и топ-менеджеры новых корпораций, все более уверенно ведших Румынию к индустриальному будущему, - Малакса, Джигурту, Аушнитт и другие - начали создавать свою олигархию, группируясь вокруг королевского двора. Причем центром притяжения был не столько Кароль, сколько его всесильная фаворитка, от воли которой во все большей степени зависело распределение госзаказов, субсидий и налоговых льгот.

Вдовствующая королева Мария окончательно рассорилась с сыном после изгнания королевы Елены и утешалась жизнью в компании своих трех дочерей в двух прекрасных местах, которые ей предоставила расширенная ее стараниями страна – в приморском дворце в Балчике в южной Добрудже и в карпатском замке Бран. Мария умерла в 1938 г., чем была избавлена от тяжелой доли видеть уничтожение очень многого из того, что было создано ее усилиями.

Сам же король пришел к мысли, что экономический подъем и стабильное положение в стране следует использовать для того, чтобы покончить с демократией и сделаться абсолютным монархом. Окончательно он понял, что надо действовать, когда увидел, что в уже прошедшем некоторый путь демократического развития румынском обществе, стабильность не обязательно означает всеобщую покорность.

На декабрьских выборах 1937 г. оппозиция приняла меры для решительного противодействия давлению и подтасовкам со стороны правящей партии. В результате Румыния оказалась на сложном политическом распутье. Правящая либеральная партия получила 36% голосов, национал-цэрэнисты – 20%, а легальное крыло легионеров – 15%. Оппозиция добилась того, что впервые в румынской истории партия, в руках которой находилось правительство, не получила большинства в парламенте. А обратной стороной победы демократии было получение экстремистами-легионерами беспрецедентно большого количества парламентских голосов. В условиях непримиримой вражды либералов и национал-цэрэнистов сформировать правительство, опирающееся на парламентское большинство, без поддержки людей Кодряну оказалось невозможно.

В ответ Кароль II создает кабинет из представителей малой партии, получившей на выборах менее 8% голосов, и дает ему поправить месяц с небольшим, наглядно демонстрируя свое издевательское отношение к демократии. А затем, в феврале 1938 г. монарх предлагает сформировать правительство крайне необычному кандидату – Мирону Кристе, главе Румынской православной церкви. И нет бы патриарху напомнить королю изречение Христа - «Богу богово, а кесарю кесарево», а значит, не подобает духовному пастырю становиться чиновником, обязанным выполнять поступающие от земного властителя указания. Но служитель Бога не стал перечить кесарю.

Источники:
1. Демьянов Сергей, Румыния в межвоенное время
См. также:
Румыния

Румынские земли от римского правления до смерти Атиллы
Румынские земли от смерти Атиллы до венгерского завоевания
Румынские земли под властью венгров
Румынские земли в средние века. Создание княжеств Валахии и Молдавии
Турецкая экспансия в румынские земли
Румынские земли в 16 - 17 веках. Валахия и Молдавия
Румынские земли в 16 - 17 веках. Золотой век Трансильвании
Румынские земли на рубеже 17 и 18 веков
Румынские земли в составе империи Габсбургов в 18 веке
Эпоха фанариотов в Валахии и Молдавии
Валахия и Молдавия в первой половине 19 века
Революция 1848 года в румынских землях
Создание единого Румынского государства
Румыния в конце 19 - начале 20 века
Трансильвания в составе Австро-Венгрии
Румыния в Первой мировой войне
Создание Великой Румынии
Румыния во Второй мировой войне
Начало коммунистического правления в Румынии
Румыния в середине XX века
Румыния при Чаушеску
Румынская революция 1989 года. Часть 1
Румынская революция 1989 года. Часть 2
Румыния в конце XX века
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru