Карл I Испанский. Комунерос и хермании

Испанское королевство Карл покинул поспешно и в тот момент, когда недовольство его двором достигло высшей точки. Регентом был оставлен Адриан Утрехтский. На руку короне были социальные антагонизмы в лагере восставших комунерос. Симпатизировавшие им поначалу гранды вскоре отошли от руководимых мелким дворянством сообществ кастильских городов, из которых были изгнаны королевские чиновники. Целью возглавляемого городом Толедо движения (циркуляр от 8 июня 1520 года) были городской налоговый суверенитет и передача церковных приходов исключительно кастильцам; регентство также должно бы перейти к кастильцу — требование, получившее широкую поддержку.

«Дворянство не занимало в отношении этого восстания совершенно отрицательную позицию, но неоднократно возглавляло антиправительственные массовые выступления, пытаясь направить их в русло удовлетворения отдельных требований. Таким образом оно оказалось в двусмысленном положении, между короной и городским населением. Высшая аристократия своей противоречивой политикой явно преследовала цель показать себя королевской власти единственным гарантом спокойствия и порядка в Кастилии»5. Корона также воспользовалась тем, что к восстанию не присоединились важнейшие города Кастилии, и особенно Арагона. Движение не приняло общеиспанского характера, да и отдельные группы не наладили связей с зарубежными державами, прежде всего с Португалией и Францией, так что восстание не пошло дальше первых шагов.

Авильская хунта 1 августа 1520 года объединяла первоначально только города Толедо, Сеговию, Саламанку, Торо и Самору (последний вскоре устранился) и представляла радикальную «революционную» линию, не признавая законной властью в Кастилии ни регента Адриана Утрехтского, ни Королевский совет. После взятия Медины-дель-Кампо и Тордесильяса (конец августа 1520 года) Кастилией стала править эта хунта, лишившая Королевский совет всех полномочий. В их руках оказалась королева Иоанна, хотя и высказавшая им симпатию, но в конце концов отказавшаяся от какого-либо сотрудничества. Этот опыт скорее послужил на пользу, чем во вред реставрации монархической власти. То же можно сказать и о переданном комунерос императору в Нидерланды и поддержанном также Адрианом Утрехтским Королевском контракте от 20 октября 1520 года, в котором, по существу, повторялись прежние требования к Карлу V: вступление в брак, запрещение неиспанцам занимать должности при дворе, усовершенствование денежной системы, устранение злоупотреблений в «обеих Индиях» (в Америке) и т. д. Впрочем, существенные решения лежали в военной сфере, тем более что Карл не доверял своему регенту в Испании.

В вопросе о том, оставлять Карлу королевский титул или нет, силы разделились на радикальных и умеренных. К последним принадлежал Бургос, один из влиятельных городов Кастилии. Назначение коннетабля Кастилии Иньиго Веласко и адмирала Кастилии Фадрика Энрикеса (оба принадлежали к высшей аристократии) соответственно вице-королем и регентом Кастилии ускорило отмежевание дворянства от городских комунерос. В 1520 г. верные королю войска отвоевали Тордесильяс, а в апреле следующего года они одержали победу над Падильей в Вильяларе, близ Торо-на-Дуэро. Затем пали Вальядолид и Толедо. Из королевства Арагон была организована оборона королевства Наварра от французских войск. В королевстве Валенсия (включая Мальорку) хермании продержались до весны 1522 года. В этом регионе, в котором Карл не побывал во время своего первого посещения Иберийского полуострова, обе соперничавшие и противоборствующие группы — дворянство и цеховые хермании — искали поддержки короля.

В ходе борьбы против херманий получило широкое распространение насильственное крещение морисков (оставшегося в Испании мусульманского населения), работавших в дворянских поместьях. При этом с новой остротой встала старая проблема. В 1525 году Великий инквизитор Альфонсо де Манрике созвал собрание теологов, на котором было принято решение поставить морисков перед выбором: крещение или изгнание, и Карл оформил это соответствующим указом, который бойкотировало валенсийское дворянство. В результате в королевстве Валенсия вспыхнули восстания, так что в 1525 году Карлу не удалось добиться осуществления своего постановления. Наученный горьким опытом, Карл не стал применять подобные меры по отношению к морискам Гранады во время своей поездки в 1526 году. Еще в ноябре 1522 года в Вальядолиде император устроил явно показное судилище над комунерос, где было вынесено почти 300 приговоров. Отдельные члены Авильской хунты были казнены; большинство же заплатило за политическое выступление против королевской власти своим имуществом, конфискованным в пользу жертв комунерос.

Источники:
1. Испанские короли, под ред. Бернекера В.Л.; "Феникс", Ростов-на-Дону, 1998г.
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru