Япония. Период Хэйан

Прежде всего, интересно выяснить значение названия "Хэйан", данного историками 400-летнему периоду, который мы будем рассматривать. "Хэйан" - изображается двумя иероглифами "хэй" (мир) и "ям" (спокойствие). Само собой разумеется, что имя было заимствовано от "Хэйан-Кёо;", т. е. от названия столицы после того, как она стала в 794 году Императорской резиденцией. Но каковы же причины, в силу которых столица получила название "мир и спокойствие"?

Такие условия положили начало социальному брожению и неустойчивости, особенно среди правящих классов. Тогда, чтобы освободить правительство от вмешательства духовенства, Нара была оставлена духовенству, как город храмов и монастырей, а Императорская столица перешла в Нагаока (784 г.), чтобы установить политическую администрацию на своих собственных основаниях. Чтобы достигнуть этой цели более действительным образом и открыть правительству возможность развития на основе более широких политических понятий, столица через 10 лет (794 г.) была перенесена на новое место, которое было названо Хэйан-Кёо. Подчиненная Императору политическая администрация Империи была доверена правительственным чиновникам, над которыми возвышалась уже достигшая могущества фамилия Фудзивара. Оба эти перемещения столицы произошли в царствование Камму Тэнноо, вследствие его сильного желания обеспечить мир и спокойную жизнь всему народу. Таким образом, имя "Хэйан-Кёо" было символом желания и надежды на установление новой эры мира и спокойствия, свободной от политических неурядиц, беспокоивших правительство в Нара. В качестве нового центра социальной, экономической и политической жизни Империи, Хэйан-Кёо открыл век пышности и культурного блеска и оставался столицей Ниппон в течение 1 075 лет - до Реставрации Мэйдзи (1868 г.), когда столица была перенесена в Токио. Но по странной иронии истории, 400 лет, которые историки называют периодом Хэйан, т. е. периодом мира и спокойствия, были не вполне мирными и спокойными.

Хэйанский период трудно излагать по двум причинам: во-первых, относительно последних 300 лет этого периода нет надежных исторических документов, так как официальные хроники - "Шесть национальных историй" - были составлены в конце IX века, а относительно последовавшего периода имеются лишь отрывочные материалы в виде дневников и семейных историй аристократов, литературных произведений и архивов храмов; во-вторых, период слишком продолжителен, чтобы возможно было охватить его в одной главе, если принять во внимание, что 400 лет хэйанской истории представляют собой столь же продолжительный период, как история Англии от Генриха VIII до наших дней, и на 100 лет дольше истории Америки со времени "отцов пилигримов".

Поэтому мы постараемся дать лишь очерк более значительных движений и господствовавших политических течений этого периода. Мы также отметим быстрый рост, и по размерам и по количеству, освобожденных от налогового обложения поместий (сёоэн) и различные последствия, вытекавшие из этой феодальной системы держания земли; в этом обзоре мы отметим и причины, которые привели хэйанскую систему к падению, а сильный воинственный класс самураев - к возвышению.

Со времени

Первого сэссёо, Иосифуса, служившего при Сэйва Тэнноо, которому было всего восемь лет и которому он приходился дедом с материнской стороны, сменил его сын, Мотоцунэ, который был сэссёо при Иоозэй Тэнноо, а затем кампаку - при Уда Тэнноо. Политическое влияние фамилии Фудзивара было непоколебимо, ибо они не только обладали обширными поместьями (сёоэн), но также были теснейшим образом связаны с Императорским Домом кровными узами по женской линии в течение ряда поколений. Надо особенно иметь в виду, что хотя Фудзивара пользовались правительственной властью и выдавали замуж своих дочерей в Императорскую Фамилию, но никогда они не делали даже попытки узурпировать Трон. Традиции Императорской Династии глубоко укоренились в истории Ниппон. В этом состоит основной характер ниппонской истории. Мы подчеркиваем этот факт, так как он отличает историю Ниппон от истории других стран: в других странах те, кто достигал такого могущества, как Фудзивара, обычно свергали законных правителей и сами занимали их трон.

Влиятельное положение Фудзивара видно и из того факта, что "Шесть национальных историй" были составлены под Императорским покровительством, главным образом, членами этой фамилии. Фубито, как уже было сказано, помогал Принцу Тонэри при составлении "Ниппон-сёки". Продолжение (с 697 г.) дает "Сёку-Ниппон-ги", составленная в 797 году в 40 томах Цугинава. Затем в 840 году появилась "Ниппон-Кооки", составленная в 840 году Фуюцугу. Далее последовала "Сёку-Ниппон-Кооки", составленная в 869 году Иосифуса, первым сэссёо и сыном Фуюцугу. Затем, в 879 году появилась "Монтоку-Тэнноо-Дзицуроку", составленная в десяти томах Мотоцунэ, вторым сэссёо, и, наконец, шестая и последняя официальная хроника - "Сандай-Дзизуроку", составленная под наблюдением сына Мотоцунэ, Токихара, в пятидесяти томах (901 г.).

После "Сандай-Дзицуроку" составление официальных хроник прекратилось и, таким образом, изучение последних трех веков хэйанской истории стало исключительно трудным. Интересно отметить, что составление этих хроник под контролем Фудзивара шло параллельно с ростом богатства и политического значения этой фамилии, и, несмотря на это, на страницах этих официальных хроник расширение политического авторитета Государства после

Нет нужды повторять, что Фудзивара занимали первое место среди этой аристократической бюрократии. Вследствие щедрых пожалований землей, в признание их заслуг Государству и в соответствии с их высоким придворным рангом, их владения чрезвычайно расширились и встречались во всех частях страны. Это крепкое экономическое основание дало Фудзивара возможность высоко подняться по политической лестнице и достигнуть самого высокого гражданского поста сэссёо-кампаку. Это сделало их центром изысканного хэйанского общества.

Фудзивара достигли своего расцвета во времена Мичинага, через четыре поколения после Мотоцунэ, и его сына Иоримичи. Мичинага жил в Хасиодзи, который, по словам "Эйга-Моногатари", был настоящим раем. Иоримичи жил среди пышного блеска в вилле, которая сохранилась до нашего времени; это - "Зал Феникса" в Бёодооин. Именно эпоха Мичинага и Иоримичи и жизнь аристократии в этот век дали основу, краски и сюжет для романа "Гэндзи-Моногатари". И не только в этом большом романе, но и в других произведениях этого блестящего века - "Эйга-Моногатари" и "Оо-Кагами", - мы можем видеть в мельчайших подробностях, как протекала ежедневная жизнь Двора и как падкие к роскоши аристократы стремились к редким и дорогим привозным предметам, чтобы удовлетворить свои изысканные вкусы. Сведения относительно придворной жизни можно также найти в оставленных многими аристократическими фамилиями, главным образом Фудзивара, интересных дневниках, как например: "Мидоокампаку-Ки" - Мичинага, "Саюу-Ки" - Санэсукэ, "Чуюу-Ки" - Мунэтада и "Тай-Ки" - Иоринага. Закончив обзор могущества Фудзивара и блестящей придворной жизни, перейдем к обзору экономических условий хэйанской эпохи.

Свободные от налогового обложения имения (сёоэн) аристократов были велики и находились во всех частях страны. Владельцы их назывались хонкэ (главный дом) или рёокэ (господский дом) теми, кто жил и работал на этих землях. Со своих имений аристократы получали, взимая оброки, все необходимое для того, чтобы жить в столице: продукты, одежду, строительные материалы и даже рабочих. Для управления имениями они имели в своих городских резиденциях контору (мандокоро), ведавшую доходами и всем, что относилось к управлению. В каждом из своих имений они ставили своего управителя, причем было два рода управителей: одни посылались в имение "господским домом", другие назначались из среды населения сёоэн’а.

Как известно, эти имения состояли из земель, пожалованных Императорским Двором придворным чиновникам за их услуги Государству соответственно их придворному положению, или же из заимок, которые эти чиновники заняли и эксплуатировали, как свою собственность. С того времени, когда столица было перенесена в Нара, центральное правительство стало разрешать на определенный период частную собственность на земли тем, кто приводил их в культурное состояние; это было средством поощрения земледелия и увеличения национальных производительных сил, и приносило доходы в виде земельных налогов. Однако, и эти земли со временем становились свободными от обложения имениями придворных бюрократов.

Обращение новых земель под культуру требовало большого количества рабочей силы; ее предоставляли многочисленные крестьяне, оставшиеся без работы тогда, когда земли стали передаваться в частную собственность, а также прибывшие в Ниппон китайцы и корейцы, спасавшиеся от смут и гражданских войн на континенте и ставшие натурализованными подданными; рабочая сила получалась также из нынешнего округа Тоохоку (на северо-востоке). Со времени

Для того, чтобы удержать свое управление в поместьях, мёосю организовали свои собственные военные силы, так как заботы о сохранении мира и безопасности являлись местным делом. Под их началом находилась также военная охрана, состоявшая из крестьян, которых держали в столице в качестве солдат для охраны "господского дома". Как мы увидим в следующей главе, именно из этих провинциальных управителей и их приближенных возник класс букэ (феодальных баронов), более известных под именем самураев.

Жизнь была легка для аристократов, но бремя, лежавшее на крестьянах, было тяжело. Жизнь крестьян, прикрепленных к сёоэн, была менее тяжелой, чем жизнь тех, которые жили на государственных землях, ибо первые были свободны от податей, а вторые - подчинены податному обложению. Чтобы освободиться от этого бремени, которое увеличивалось по мере того, как возрастало количество освобождаемых от обложения земель, крестьяне уходили на сёоэн частных владельцев. Государственные земли приходили в запустение, вследствие отсутствия рабочих рук, и поглощались поместьями (сёоэн), увеличивая размеры таковых. Хотя с национальной точки зрения это положение дел было крайне вредным, но процесс превращения государственных земель в частную собственность, начавшийся в период Нара, продолжался и в хэйанский период, так как правительственные чиновники использовали свое официальное положение и влияние для увеличения своих земельных владений.

Для облегчения бремени земледельческого населения на государственных землях, правительство выпускало займы (суйко-май), т. е. выдавало рис для посева весной и получало его обратно с процентами после уборки урожая. Однако, подобная помощь оказывалась бременем для крестьян, и они продолжали покидать государственные земли. Это способствовало широкому распространению общественного беспорядка, так как ширился класс укарэ-бито, т. е., по нынешней терминологии, безработных, превращавшихся в бродяг и воров, хотя некоторые из них и могли бы устроиться на частных землях. Для охраны столицы от разбоев и поджогов хэйанское правительство учредило полицейский орган - кэбиисичоо. Однако, это новое оружие правительства, имевшее задачей укрепить законность и порядок, преследовать преступность и обеспечить общественную безопасность, оказалось неудачным, так как тем временем социальное расстройство достигло настолько огромных размеров, что и этот полицейский орган был уже не в состоянии справиться с ним.

Когда общественные условия приняли столь серьезный характер, правительство стало назначать губернаторов на государственные земли, но это делалось настолько поспешно, что очень часто, прежде чем губернатор достигал места своего назначения, на этот же пост уже назначался другой губернатор. Многие из придворных, которые были посланы в качестве губернаторов в течение периода Нара, оставались в провинциях и в течение хэйанского периода, превращая в свою собственность государственные земли, на которые они были посланы, так как при господстве Фудзивара для этих придворных почти не было возможности достигнуть возвышения в столице. Из этих провинциальных землевладельцев достигли в то время значительного могущества два клана - Тайра (Хэйкэ) на западе и Минамото (Гэндзи) на востоке, - происшедшие несколькими поколениями ранее из боковых ветвей Императорской Фамилии.

При наличии подобной тенденции, назначение губернаторов было не в состоянии прекратить переход государственных земель в частное владение, ибо и сами губернаторы подчинялись общему течению и становились автономными землевладельцами.

Таким образом, почти вся страна оказалась покрыта частными поместьями (сёоэн). Правительственные чиновники постепенно сосредоточили в своих руках огромные земельные владения, причем более сильные, как, например, Фудзивара, поглощали более мелких. Централизация, которая являлась главной чертой периода Нара, теперь переходила в децентрализацию; этот процесс продолжался в течение всего периода Камакура до войны Оонин в период Муромачи.

По мере развития процесса децентрализации, система гражданских и административных кодексов ("Тайхоо-Рицурёо"), являвшихся с эпохи Нара основанием социально-политической системы, превратилась в мертвую букву, и тогда, в качестве временной меры, были обнародованы уголовные кодексы (кяку). Вместе с ними были обнародованы разные гражданские кодексы (сики), предназначенные служить административными образцами новой эпохи. Наиболее знаменит из них гражданский "Кодекс Энги", изданный в начале X века. Согласно этому кодексу, социальные отношения того времени, казалось, были хорошо урегулированы, но в действительности это было далеко не так. "Кодекс Энги" представлял собой ряд законов, предназначенных установить социальный порядок, как он представлялся его авторам. Дальнейшей попыткой улучшить социальные условия явилось учреждение правительством департамента Кураудо-Докоро (Бюро архивов), на который было возложено хранение секретных государственных бумаг, но, кроме того, этот департамент должен был принимать участие и в общих административных делах. Однако, так как Фудзивара были очень могущественны, то и этот департамент оказался под их влиянием.

Буддийское духовенство оказывало услуги Государству, распространяя принципы Императорского управления посредством известных буддийских учений, как были учреждены провинциальные монастыри для распространения этих учений и как им жаловались, в виде вознаграждения, земли. С тех пор духовенство превратилось в мощный социально-экономический фактор, владея обширными сёоэн, которые давали ему возможность вести образ жизни на равную ногу с аристократической бюрократией.

Поэтому храмы и монастыри стали не столько религиозными учреждениями, сколько феодальной силой, обладавшей крепким экономическим базисом и политическим влиянием. Именно для того столица и была перенесена из Нара в Хэйан-Кёо, чтобы освободить правительство от влияния духовенства.

Вскоре после установления столицы в Хэйан-Кёо, два выдающихся духовных лица, возвратившись из Китая, стали развивать прогрессивно-национальные формы буддизма. Это были - Сайчоо, известный после своей смерти под именем Дэнгёо Дайси, который основал секту " Тэн-дай", и Куукай, тоже более известный под его духовным именем Кообоо Дайси, который основал секту "Сингон". Оба они были современниками, участвовали в официальных посольствах в Китай и несколько лет учились у китайских ученых. По возвращении в Ниппон в 805 и 806 гг., оба они порвали с традициями эпохи Нара и положили начало новому буддийскому движению. Сайчоо построил Енряку-дзи на склоне горы Хиэи вблизи столицы, а Куукай - Конгообу-дзи на горе Кооя; в этих монастырях они излагали новое истолкование учений "Нивоо-Кёо", "Конкоомёо-Кёо" и "Хокэ-Кёо" и распространяли новое понимание ниппонского национализма. По мере распространения их учения, оно производило глубокое впечатление на духовенство в Нара, изучавшее буддизм с точки зрения академического интереса, и возвращало это духовенство на национальный путь, выдвигая религию, как жизненную силу, содействующую национальному благоденствию.

Буддизм Сайчоо и Куукай процветал под покровительством Императорского Двора. Енряку-дзи и Конгообу-дзи приняли характер религиозного ордена, отличавшегося от буддийской церкви Нара. Они получали земли и от Государства, и от аристократов, ставших приверженцами их учения. Так, обладая крепкой экономической базой и независимыми средствами, духовенство приобретало те же особенности, что и аристократия, и устанавливало тесные связи с нею. Церковный ритуал стал играть видную роль в жизни аристократа, который надеялся найти в молитвах, песнопениях и магических действиях нечто, заполняющее ту пустоту, которая охватывала его в результате избытка досуга и комфорта. Хотя члены хэйанского общества жили в полном довольстве, но они хотели бы продолжать это благополучие и после земной жизни. Поэтому они были захвачены учением Амида-Будды, которое обещало им это. Фудзивара Мичинага построил для себя роскошную виллу, назвал ее "Хосёодзи" и жил там так, как надеялся жить в ином мире. Когда он умер, то, по словам "Эйга-Моногатари", шнурки пяти цветов были привязаны одними концами к рукам Амида-Будды, а другими концами к рукам Мичинага, обеспечивая ему путешествие в рай и непрерывную жизнь, полную эстетических радостей. Это желание приходившего в упадок хэйанского общества хорошо изображен на многих религиозных картинах того времени, изображающих ангельских Будд, спускающихся из рая и как бы обещающих блаженство в будущей жизни.

В то время, как аристократия предавалась утонченным удовольствиям и посвящала время религиозным заклинаниям и магии, чтобы продолжить эту жизнь в вечности, судьба крестьянства, занятого тяжелым трудом в поместьях (сёоэн), оставалась неизменной. У крестьян были свои простые формы религиозной жизни, и они постоянно молились своим божествам, покровителям, Удзи-Гами (культ которых передан был им от отдаленных предков), надеясь, что, по крайней мере, после земной жизни, полной тяжелого труда, они встретят жизнь, полную комфорта.

Чем изысканнее становилась жизнь, тем слабее была нравственность, а религия превратилась только в заклинания и магию; старые буддийские секты утратили свою жизненность, и благочестивые духовные лица в отчаянии становились отшельниками. С другой стороны, стали развиваться новые религиозные движения народного характера и распространять веру в массах, о чем будет сказано в следующей главе.

В период Нара буддизм являлся главным источником вдохновения в архитектуре, живописи и скульптуре, но с возникновением новых сект - "Тэндай" и "Сингон" - произошли существенные изменения. Буддийские изображения, скульптурные и в живописи, являвшиеся до этого времени символическими фигурами, распространявшими божественную милость и благоволение, стали принимать человеческий вид и признаки. Общей тенденцией было обмирщение религиозных представлений. Религиозные изображения делались на естественном фоне скал, деревьев и цветов; это открывало путь в живописи пейзажу, и это искусство получило замечательное развитие в последующие периоды. Симметрические постройки на ровной местности уступили место постройкам на вершинах и склонах гор, причем их архитектура соответствовала рельефу местности и сливалась с окружавшей их естественной средой. Для домов аристократии развился архитектурный стиль синдэн-зукури, для которого характерны обширные комнаты и связывающие их галереи. Все это свидетельствовало об отходе от иностранного влияния и о росте творческой национальной тенденции.

По мере того, как земли обращались под культуру и возрастали производительные силы земледелия, в разных сёоэн стали проявляться признаки разделения труда. Потомки какибэ прежнего времени, унаследовавшие технические знания и сноровку от своих предков, находившиеся на службе Императорского Двора, аристократических фамилий, храмов и монастырей, стали в начале хэйанского периода постепенно превращаться в независимых ремесленников и художников, продавая свои изделия в провинцию. Мёосю стали продавать избытки продуктов поместий (сёоэн) от себя. Все это способствовало росту торговли. С ростом торговли в некоторых округах были учреждены рынки. В столице было два больших правительственных рынка - один в восточной, а другой в западной части города - и, кроме того, другие рынки, принадлежавшие аристократам, храмам и т. д. В результате достиг замечательного развития сухопутный и водный транспорт; на севере Ниппон развились большие оживленные торговые центры: Хаката (ныне Фукуока), Нанива (ныне Осака) и Цуруга. Возникли оптовые предприятия для снабжения товарами торговцев вразнос, которые переходили из деревни в деревню. Оживленная торговля с континентом, вызванная спросом аристократии на ввоз предметов роскоши, способствовала, в свою очередь, развитию домашнего производства.

Понятно, что естественным следствием развития торговли было то, что деньги стали необходимы, как средство коммерческого оборота. Выше было сказано, что со времени Нара до начала периода Хэйан монета чеканилась правительством двенадцать раз. Но с распространением поместного строя, когда каждое поместье (сёоэн) стало более или менее самодовлеющей экономической единицей, единая денежная система стала невозможной и прекратилась совершенно. С развитием промышленности и торговли, деньги стали абсолютной необходимостью. Сперва пользовались золотым порошком и парчей, но со временем из Китая были ввезены и пущены в обращение монеты. Надо думать, что иностранной монетой пользовались потому, что она имела общую ценность во всех сёоэн, и потому, что децентрализация страны затрудняла для центрального правительства выпуск собственной монеты.

До начала хэйанского периода официальные посольства время от времени посылались к китайскому двору Тан, но с 834 года официальные сношения с Китаем временно прекратились. Торговля, конечно, продолжалась и находилась в руках профессиональных китайских и ниппонских купцов, удовлетворявших изысканные вкусы хэйанского общества. Особенно активны во внешней торговле того времени были аристократы и духовенство, владевшие огромными поместьями в округе Хаката на севере Кюусюу, т. е. там, где имелись идеальные условия для сношения с континентом. Посредством этой связи, гражданская и духовная аристократия в Хэйан-Кёо имела возможность соприкасаться с развитием на континенте, что стимулировало в Ниппон собственную культуру, а также религиозную и политическую деятельность.

Таким образом, в течение 400 лет хэйанской истории, мы видим постепенное превращение мелких земельных владений, существовавших в период Нара, в обширные, освобожденные от податного обложения, поместья (сёоэн) и сокращение государственных земель. Мы видим аристократию и духовенство, роскошно живших на доходы от своих земель в столице. Мы видим Фудзивара, богатейшую и могущественнейшую из всех политических сил того времени, расширявших свои владения, выдававших дочерей замуж в Императорскую Фамилию, увеличивавших свою мощь и престиж и ставших регентами, в руках которых сосредоточилось управление государственными делами. Мы видим рост могущественных независимых групп в провинции, откуда возникла позже новая политическая сила - самураи.

Однако, рост могущества Фудзивара не продолжался непрерывно. Когда в 1068 году на Трон вступил Госандзёо Тэнноо, Он дал отставку регенту Фудзивара и стал лично вести государственные дела. Надо заметить, что мать Госандзёо Тэнноо была не из фамилии Фудзивара и, таким образом, Он мог действовать свободнее в отношении этой фамилии. После Его вступления на Трон, Он немедленно издал декрет о конфискации всех сёоэн, образовавшихся после 1045 года, а также сёоэн более раннего происхождения, если они не были основаны на солидных грамотах. Хотя эта мера и не вполне была успешна, так как Фудзивара уже владели обширными землями по всей стране, но все же она несколько ограничила их.

По смерти Госандзёо Тэнноо (в 1073 г.), свыше 50 лет существовала администрация, при которой Государь, будучи номинально монахом, имел свой особый Дворец и своих особых чиновников. Эта система, известная под именем "инсэй" или "монастырского правительства", была впервые введена отрекшимся от Престола Сиракава Тэнноо. Хотя эта сложная система и не продолжалась очень долго, но она помогла сократить влияние Фудзивара и снова возвратить Трону все признаки политической власти.

Таким образом, в этой главе мы обозрели некоторые из главных моментов 400-летней истории хэйанского периода. Переходя к следующему периоду Камакура, вспомним, что, хотя самураи и получили Императорское признание, когда они установили центр их режима в Камакура, все же Фудзивара, аристократия и буддийское духовенство продолжали сохранять свое соответственное влияние в течение всего периода Камакура.

Источники:
1. Акияма Кэнзоо, История Японии; М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru