Соединенные Штаты Америки. Начало английской колонизации

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776 гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии. Одной из актуальных и дискуссионных проблем этого периода является развитие в североамериканских колониях политической демократии. Американские исследователи разделились на две основные группы: первая доказывала, что североамериканское общество колониального периода воплощало и пестовало демократию; вторая же пришла к выводу, что Северная Америка в колониальный период в лучшем случае была «преддемократическим» обществом.

Во второй половине XX в. главным аргументом первой группы стало положение о широком распространении в Северной Америке колониального периода избирательного права (голосовать, по ее оценкам, могли не менее 80% взрослых белых мужчин). Вторая группа историков, обосновывая более скромную цифру североамериканского электората, доказывает также, что сами политические механизмы, процессы и культура колониального периода не могут быть признаны демократическими.

В исторических дискуссиях о колониальной демократии неизменно присутствует фактор зависимости Северной Америки от английского влияния: уменьшение или преодоление такого влияния имело непосредственное отношение к развитию политической демократии. Никто при этом не отрицает, что в колониальный период в европейском наследии Северной Америки доминирующим, а то и всепоглощающим было именно английское влияние. Очень ярко это проявилось в политической истории Северной Америки, которая в ряде существенных отношений следовала по стопам английских политических перипетий.

Периодизация политической истории Северной Америки колониального периода, по сути, совпадает с периодизацией английского политического развития. В ней могут быть выделены два главных, хронологически примерно равных этапа: до и после Славной революции 1688 г. в Англии, принесшей победу буржуазному миропорядку. На первом этапе Северная Америка развивалась под непосредственным воздействием противоборства буржуазного и феодального начал в Англии, выступая в целом на стороне нового порядка и способствуя его торжеству. На втором этапе Северная Америка активно осваивала и развивала буржуазные конституционные и политические принципы, восторжествовавшие в Англии. При этом она наталкивалась на все большее сопротивление метрополии, для которой, как выяснилось, буржуазные свободы были приемлемы и хороши только на своей территории, а в колониальных владениях оказывались все более обременительными.

На первом этапе американской колониальной истории огромное воздействие на нее оказали такие вехи английской политической истории, как революция 1640-х гг., протекторат Кромвеля 1650-х гг. и реставрация Стюартов 1660—1680-х гг. Возникновение североамериканских колоний зависело непосредственно от политической воли и расположения английского монарха, но наличие единого правового источника происхождения колоний не помешало развитию в Северной Америке самых разнообразных и порой очень противоречивых тенденций.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующие разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Грубо говоря, изначально среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трех групп были более или менее равными, но Новый Свет, как быстро выяснилось, благоприятствовал развитию в первую очередь буржуазного типа.

Первое поселение в Северной Америке было организовано лондонской Виргинской компанией. В 1607 г. акционеры этой компании основали форт Джеймстаун в пределах территории, получившей название Виргиния. Поначалу делами колонии распоряжались губернаторы и совет, назначенные компанией, и в ней не было самоуправления. Первое представительное собрание, названное Генеральной ассамблеей, было учреждено в 1619 г. и имело целью сделать общественное устройство и жизнь в колонии более привлекательными, в частности стимулировать переезд в нее жителей Старого Света. В ассамблее, ставшей первым в Северной Америке представительным законодательным органом, заседали совместно члены совета и депутаты от крупных населенных пунктов.

В том же 1619 г., когда в Виргинии возникло представительное управление, в нее были ввезены и первые черные рабы. Эти два важных, но различавшихся по смыслу события, случившиеся в один и тот же год, определили на долгие времена социально-политическую характеристику Виргинии. Власть в колонии, основанная на передовых и редких для того времени представительных началах, сосредоточилась в руках зажиточных поселенцев, в первую очередь землевладельцев, занятых производством табака. Движимые капиталистическим мотивом, виргинские землевладельцы должны были в силу скудости свободной рабочей силы привлекать труд белых законтрактованных сервентов (договор, заключенный в Старом Свете, превращал сервентов фактически в собственность хозяев на несколько лет), а со временем все больше использовать черных рабов.

Уверовав в право на представительное управление, виргинцы стали проявлять строптивость в отношениях с английским монархом. В 1635 г. виргинская ассамблея сместила со своего поста губернатора, который с 1625 г. назначался королем. Попытка короля Карла I укротить ассамблею не увенчалась успехом, и в 1639 г. он вынужден был утвердить губернатором выдвиженца виргинских плантаторов. В 1640-х гг., в период Английской революции, виргинцы сумели расширить полномочия Генеральной ассамблеи. С 1652 г. она сама стала избирать губернатора и членов колониального совета. Реставрация в 1660-х гг. Стюартов в Англии вернула власть над Виргинией монархии. Виргинцы, однако, не смирились с утратой привычных прав и на протяжении всего периода Реставрации выказывали непокорность королевской администрации.

В 1676 г. конфликт между У. Беркли, бессменным виргинским губернатором эпохи Реставрации, и жителями колонии перерос в вооруженную схватку. Представители разных слоев виргинского общества, недовольные в первую очередь индейской политикой Беркли (он сдерживал экспансионистские устремления поселенцев), объединились вокруг молодого депутата Генеральной ассамблеи Натаниэла Бэкона. Под давлением восставших ассамблея одобрила «Законы Бэкона», которые наряду с удовлетворением экспансионистских притязаний поселенцев резко ограничивали власть губернатора и расширяли начала представительного правления. Восстание Бэкона было в итоге подавлено, многие его участники казнены (сам Бэкон умер от лихорадки). Но и корона пошла на уступки: Беркли был смещен с должности, статус Генеральной ассамблеи восстановлен. Восстание показало, что поселенцы готовы были жизнью заплатить за свои интересы и права.

Второй тип составили колонии, основывавшиеся протестантами на территории, получившей название Новой Англии. Переселенцы-протестанты были неоднородны, с самого начала среди них выделились умеренное и демократическое направления, деятельность которых дала неодинаковые результаты. Большей активностью долгое время отличалось умеренное крыло, которое получило от короля право на основание поселения в Северной Америке в 1629 г. Любопытно, что Карл I, правивший в самой Англии деспотично и даже распустивший парламент (случилось это все в том же 1629 г.), даровал пуританам-конгрегационалистам хартию весьма демократического содержания. Согласно ей, руководители колонии должны были избираться свободными поселенцами — фрименами, собиравшимися с этой целью на ассамблею, которая получила название Общего собрания. Общее собрание, созываемое четыре раза в год, получило также право расширять ряды фрименов, вводить налоги, принимать законы и постановления, способствовавшие благу колонии.

Вооружившись либеральной королевской хартией, группа поселенцев, объединившихся в «Компанию Массачусетс кой бухты», совершила удачную экспедицию за океан. Вслед за первой удачной экспедицией последовали другие, а всего за периоде 1630 по 1643 г. компания переправила в Массачусетс не менее 20 тыс. человек. Уже во время первой экспедиции губернатор будущей колонии Джон Уинтроп ознакомил переселенцев с основами ее устройства и управления. Есть основания полагать, что он скрыл от них содержание королевской хартии и изложил принципы, соответствовавшие целям конгрегационалистской церкви. Главной целью было создание «града на холме», который бы в полной мере соответствовал Священному писанию. Власть в нем должна была принадлежать священнослужителям, а теми или иными правами могла наделяться только послушная паства. Уинтроп также доказывал, что божеским заповедям соответствовало разделение людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

По прибытии в массачусетскую бухту Уинтроп и его помощники, составившие магистрат колонии, начали твердо насаждать теократическое управление. Была создана конгрегационалистская церковь, члены которой только и становились полноправными поселенцами. Будучи сама — по английским меркам — диссидентской, она стала преследовать инакомыслящих — пресвитериан, баптистов, индепендентов. Все жители колонии были обложены налогом на содержание церкви. Уинтроп и магистрат узурпировали не только религиозную, но также экономическую и политическую власть: попирая хартию, они стали сами вводить налоги, распределять земли, осуществлять назначения на должности.

Недовольные реагировали на попытки утверждения теократического режима по-разному. Часть поселенцев вернулась в Англию, но гораздо большее число колонистов вступило в противоборство с Уинтропом. Среди его радикальных противников наибольшую известность приобрели Роджер Уильямс и Энн Хатчинсон.

Священник Роджер Уильямс, прибывший в Массачусетс к 1631 г. решительно осудил Уинтропа и магистрат за попрание свободы вероисповедания, а также потребовал разделения религиозной и светской власти. Уильямса неоднократно изгоняли из Массачусетса, и в итоге он вынужден был со своими сторонниками переселиться в необжитый уголок Новой Англии, где была основана колония Провиденс, впоследствии названная Род-Айленд. Энн Хатчинсон, хозяйка многодетной и весьма зажиточной бостонской семьи, сумела сплотить вокруг себя местных купцов и столь же решительно, как это делал прежде Уильямс, стала критиковать нетерпимость режима. Ортодоксы, однако, смогли в 1637 г. склонить на свою сторону Общее собрание, обвинили Хатчинсон в ереси и изгнали ее из колонии. Хатчинсон с единомышленниками присоединилась к Роджеру Уильямсу.

Хотя радикальные атаки против теократии не достигали успеха, ортодоксы вынуждены были время от времени сдавать свои позиции. Большинство жителей Массачусетса, будучи людьми более умеренными, нежели Уильямс и Хатчинсон, все же не могли смириться с диктатом Уинтропа и магистрата. В 1632 г. Общее собрание колонии настояло на назначении из своих рядов 16 представителей - по двое от каждого поселка - с правом давать советы губернатору и магистрату по вопросам налогообложения. В 1634 г. Общее собрание постановило, что только оно имеет право вводить налоги и распределять землю. Собрание также утвердило норму представительного правления: отныне его участниками становились по два представителя от каждого поселка, при этом они должны были заседать регулярно и только им принадлежало право законотворчества. Уинтропа, недовольного этими решениями, впервые «прокатили» на губернаторских выборах. В 1641 г. Общее собрание одобрило «Свод законов» Массачусетса, который закреплял за местными властями право распоряжения землей, вводил нормы уголовного права и судебной процедуры, резко ограничивавшие произвол исполнительной власти. Наконец, в 1644 г. Общее собрание создало то, что можно назвать прообразом двухпалатной законодательной власти: отныне члены магистрата и народные избранники должны были заседать раздельно, при этом и те и другие в равной мере обладали правом вето.

И все же Массачусетсу не суждено было стать цитаделью американской свободы. Конфегационалистская церковь сохранила монопольные и достаточно прочные позиции. Уинтроп вновь стал губернатором. Преследование диссидентов продолжилось: печально известной страницей в истории Массачусетса стали «процессы ведьм» конца 1640-х гг. Демократические начала лучше приживались в других, меньших по размерам, религиозных поселениях Новой Англии, среди которых первым был Новый Плимут.

Новый Плимут был основан английскими пуританами, которые до того искали религиозного прибежища в Голландии. В 1620 г. первая группа «пилигримов», как они сами себя называли, отбыла на корабле «Мэйфлауэр» в Северную Америку. Во время путешествия они заключили и подписали договор об объединении в «гражданский политический организм» с целью создания и соблюдения «справедливых и одинаковых для всех законов». Впоследствии Джон Куинси Адамс, один из первых президентов США, назвал его «возможно, единственным в истории человечества примером практического самобытного общественного договора, который до того выступал в качестве законного источника правительства только в воображении философов». Эта оценка стала общепринятой в Соединенных Штатах, почитающих пуритан-пилигримов в качестве основателей американской демократии и народного суверенитета. Неслучайно, важные события, связанные с деятельностью пуритан-пилигримов, отмечаются в США как национальные праздники. Так, 22 декабря, день их высадки в бухте Новый Плимут, был провозглашен национальным Днем праотцов, или Днем отцов-пилигримов, а четвертый четверг ноября, в который поселенцы Нового Плимута в 1621 г. отмечали сбор первого урожая, был с 1863 г. провозглашен в США национальным праздником - Днем благодарения.

В Новом Плимуте с самого начала порядки оказались более демократичными, нежели в колониях, созданных по милости короля или акционерными компаниями. Поселенцы сами избирали губернатора и магистрат, на общем собрании посредством прямого волеизъявления принимали различные законоположения и постановления. После безуспешной попытки в течение первых пяти лет установить коллективное землепользование общее собрание на уравнительных началах стало распределять земельные участки, на которых велось частное хозяйство фермерского типа. Правда, жители Нового Плимута делились на полноправных поселенцев и сервентов, совершивших переезд в Северную Америку «в долг» и вынужденных отрабатывать контракт до обретения полных прав. Но сервентов в Новом Плимуте было немного, среди же фрименов социальные различия оказывались несущественными.

По образцу Нового Плимута в последующие десятилетия было создано много поселений, расположившихся на территории Род-Айленда и Коннектикута. В 1636 г. Роджер Уильяме и его сторонники, бежавшие из Массачусетса в Род-Айленд, заключили соглашение, схожее с договором, составленным на «Мэйфлауэр». Подобные же договоры были приняты поселенцами Портсмута, Ньюпорта, Хартфорда, Уиндзора, Нью-Хейвена. Среди американских исследователей образцом общественного договора 1620—1640-х гг. признаны «Фундаментальные основы», одобренные в 1639 г. жителями ряда поселков Коннектикута. Согласно им, поселенцы каждый год на общем собрании избирали губернатора и магистрат. Законодательную власть вручали представительному Общему собранию, состоявшему из депутатов, избранных каждым поселением, а также губернатору и магистрату. «Фундаментальные основы» Коннектикута, которые характеризуются авторитетными американскими исследователями как «первый образец современных конституций», могли изменяться и дополняться тем же Общим собранием. Другие решения Общего собрания были также обязательны и неподвластны вето губернатора.

Договорное управление поселений Род-Айленда и Коннектикута было долгое время уязвимо по той причине, что не санкционировалось Англией. Только в 1662 и 1663 гг. Род-Айленд и Коннектикут получили хартии от Карла II, признавшего их право на существование. Хартии оставили основы управления двух колоний в неприкосновенности. Две эти американские колонии, получившие статус корпоративных, оказались в уникальном положении: в отличие от всех других колоний они сами избирали как законодательные органы, так и губернаторов. Самоуправление и демократические начала оказались в них наибольшими.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов. Так возникли Мэриленд, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Делавэр, Северная и Южная Каролина (первоначально это была единая колония Каролина) и Джорджия. Основывались они как феодальные маноры с целью извлечения соответствующих поборов и поддержания подобающих политико-правовых норм. Но в действительности их развитие с самого начала пошло противоречиво, феодальные эксперименты нигде не удались, уступая место буржуазным отношениям. Но все же у собственнических колоний было свое лицо, в том числе политическое.

Первую собственническую колонию Мэриленд создал лорд Балтимор в 1632 г. Король Карл I наделил его правами полного феодального собственника, хотя и высказал пожелание создать в Мэриленде совещательную ассамблею. Быстро выяснилось, что феодальные порядки в колонии не приживутся. В 1637 г. лорд Балтимор поручил своему брату Леонарду Калверту, наместнику Мэриленда, создать представительную ассамблею, которая должна была давать тому «совет и согласие» по законодательным вопросам. В годы Английской революции мэрилендская ассамблея упрочила свои позиции: она получила право инициировать законы и стала заседать отдельно от губернаторского совета, представ в качестве «народной палаты». Провалились попытки ввести в Мэриленде феодальное землепользование: хотя поселенцы и выплачивали лорду фиксированную, то есть в большей степени феодальную, нежели капиталистическую, ренту, они были лично независимы и, если рента оказывалась обременительной, уходили на свободные земли, чтобы заниматься уже чисто фермерским хозяйством. В одном отношении общественные порядки в Мэриленде оказались даже более передовыми, чем в других колониях: поскольку лорд Балтимор был католиком, протестанты не могли утвердить в его владениях свою гегемонию, а должны были проявлять веротерпимость.

В 1662 г. была основана вторая феодальная колония - Каролина, владельцами которой стали восемь фаворитов Карла II. Собственники поручили подготовить «фундаментальную конституцию» колонии не кому иному, как будущему отцу английского либерализма Д. Локку. Локк составил то, что от него ждали: конституция вводила в Каролине социальную и политическую иерархию. Но, как и в Мэриленде, феодальный строй в Каролине не прижился: при наличии в Северной Америке незанятых территорий и более свободных колоний, поселенцы предпочитали объезжать Каролину стороной. Чтобы не опустошить колонию, собственники вынуждены были пойти на уступки, уже известные по опыту Мэриленда. Самым именитым аристократом, получившим право на колониальное владение, был брат Карла II Яков, герцог Йоркский. Его владение, названное Нью-Йорком, было организовано в соответствии с принципами феодального манора. Наместники Якова на протяжении почти 20 лет, начиная с 1664 г., пытались насаждать в Нью-Йорке «Законы Герцога», как назывался правовой кодекс колонии, но затем и они вынуждены были уступить поселенцам, согласившись на созыв представительного собрания с законодательными полномочиями. В 1685 г. герцог стал новым королем Англии, а его колониальное владение было передано другим феодальным собственникам. Южная часть Нью-Йорка, названная Нью-Джерси, стала самостоятельной колонией собственнического типа.

В 1681 г. была создана еще одна колония собственнического типа, владельцем которой стал Уильям Пенн. Пенсильвания, как была названа эта колония, стала одной из самых либеральных в Северной Америке. Пенн, принадлежавший к секте квакеров, одной из самых веротерпимых в то время, пытался утверждать добрососедские отношения с индейскими племенами. В политической области он гораздо больше, чем другие собственники, полагался на принципы представительного правления. В 1682 г. в Пенсильвании была создана двухпалатная законодательная власть: верхняя палата — совет — получила право инициировать законодательные билли, а нижняя — ассамблея — утверждать их. Губернатор, назначаемый Пенном, располагал тремя голосами в совете, но не имел права вето. В 1694 г. нижняя палата была наделена правом законодательной инициативы, В 1701 г, уже вся законодательная власть была передана ассамблее. Пенн сохранил за собой только право назначения губернатора. Власть собственника в Пенсильвании в сравнении с другими колониями оказалась минимальной.

Конец XVII в. подвел итог первому крупному периоду в истории североамериканских колоний. Количественно в этот период преобладали колонии, которые формально можно отнести к собственническому типу, но, по сути, во всей Северной Америке буржуазные отношения брали верх над феодальными. Феодальная рента, насаждавшаяся в собственнических колониях, приобретала со временем капиталистические черты, в прочих колониях развивалось свободное землевладение по преимуществу фермерского типа. Во всех колониях пустило корни представительное управление, но в собственнических колониях оно в гораздо большей степени контролировалось и регламентировалось английской аристократией.

На втором этапе истории североамериканских колоний их отношения с Англией приобрели новое качество. Английское влияние в этот период вызывало глубоко противоречивые следствия: с одной стороны, усиление колониальной зависимости от Англии способствовало нарастанию в политическом управлении Северной Америки недемократических черт; с другой стороны, укрепление позиций парламентаризма, либерализма и конституционализма в самой Англии вело к распространению демократических установок в мировоззрении и политической культуре американцев, рассматривавших себя как тех же англичан, но только переселившихся в Новый Свет. Углубление этого противоречия создавало фундаментальную причину вызревания в Северной Америке антиколониальной либерально-демократической революции.

В самой Англии разграничительной вехой, повлиявшей подобным противоречивым образом на Северную Америку, стал 1688 г. Именно тогда английская оппозиция смогла свершить бескровную - «Славную» — революцию, которая во второй раз и уже окончательно освободила Англию от Стюартов. Билль о правах 1689 г. закрепил всю полноту законодательной власти за парламентом, монарх был лишен как запретительного, так и отлагательного вето. Во времена пребывания во второй четверти XVII в. на посту главы правительства вигского лидера Р. Уолпола министры стали собираться и принимать решения втайне от монарха, что ослабило его исполнительную власть. Парламент еще больше упрочил свои позиции в 1716 г.. когда расширил срок полномочий палаты общин с трех до семи лет. В целом после 1688 г. соотношение прерогатив представительной и монаршей власти в Англии неуклонно менялось в пользу первой.

Иначе обстояли дела в Северной Америке: в отношении нее усилились прерогативы монарха, а власть представительного противовеса в Новом Свете — местных ассамблей — стала ущемляться. Английская монархия принялась не только наводить порядок в королевских колониях, но и расширять последние за счет колоний собственнических. Новый Плимут был присоединен к Массачусетсу, а последний лишен былого самоуправления: король стал сам назначать губернатора, наделенного к тому же большими, чем прежде, полномочиями. Собственнические территории отдавались одна за другой под юрисдикцию монарха, так что к середине XVIII в. в Северной Америке осталось только три собственнические колонии — Мэриленд, Пенсильвания и Делавэр. Сохранялись еще две корпоративные колонии - Род-Айленд и Коннектикут. Остальные восемь колоний были королевскими.

Исполнительная власть английских монархов осуществлялась при помощи губернаторов, а законодательная — посредством королевских инструкций. В целом именно монарх олицетворял политическое верховенство метрополии в отношении колоний. Но в управление вмешивался и парламент: попытки Вестминстера издавать законы в отношении американцев особенно участились после Семилетней войны (1756—1763). До нее Англия преимущественно регламентировала экономическое развитие Северной Америки, определяя, что ей можно производить, с кем и как торговать. После Семилетней войны метрополия стала все активнее вмешиваться и во внутриполитическое управление колониями, сводя их свободы и права к минимуму. Можно заключить, что в XVIII в., когда Англия стала парламентской монархией, ее власть над Северной Америкой оказалась большей, нежели в XVII в., когда она оставалась монархией абсолютной.

Но в XVIII в., по сравнению с XVII в., в Северной Америке усилилось и достигло пика влияние английской либеральной экономической и государственно-правовой идеологии. В XVII в. либеральные принципы вынашивались еще в основном в лоне протестантизма, при этом его представители в Северной Америке, заимствуя общие постулаты из английского наследия, часто серьезно развивали, а главное, конкретизировали их применительно к потребностям колонии.

Одной из основополагающих доктрин протестантизма было признание ковенанта (соглашения) между людьми и Богом как основы устройства общественных отношений. В Северной Америке в XVII в. она получила наиболее полное развитие в воззрениях Р. Уильямса. Д. Уайза, Т. Хукера. Их вклад и колониальную политическую мысль, как отмечал В.Л. Паррингтон в своем классическом исследовании американской общественной мысли, заключался в обосновании «трех плодотворных идей»: учения о народном суверенитете, договорной теории государства и представлении о правительстве как об институте, ответственном в своих действиях перед большинством общества.

Демократическая доктрина была выпестована в первую очередь Р. Уильямсом, который, по словам того же Паррингтона, как «политический мыслитель намного превосходил Уильямса-богослова». Политическая программа Уильямса — частые перевыборы членов государственной власти, создание однопалатного законодательного органа, обеспечивающего совместное представительство всех граждан, независимо от социальных и имущественных различий, право народа на референдум, отмену и периодический пересмотр всех законов, в том числе общественного договора, — перекликалась с идеями радикально-республиканского крыла Великой Английской революции середины XVII в.

В XVIII в. протестантизм продолжал воздействовать на политическое мышление американцев. Его выразители все чаще высказывали убеждение в том, что политическая практика людей определяется их договорными отношениями, а Бог не имеет к ней непосредственного касательства. Так, известный североамериканский священник Д. Эллиот в проповеди в Коннектикуте в 1738 г. исходил из того, что Бог не имеет отношения к происхождению «гражданского правления» и что оно может основываться или на силе, или на договоре. Аналогичные мысли высказывал в 1741 г. другой известный священник С. Чью.

В эволюции политической доктрины протестантизма в период, непосредственно предшествовавший Американской революции, особое значение имели взгляды либерального священника Д. Мейхью. Придерживаясь традиционного протестантского догмата о том, что первоисточником гражданской власти является Бог, Мейхью доказывал вместе с тем, что непосредственным правом образовывать государство наделены сами люди, что все правители подчиняются законам, одобренным обществом в целом, и что общество вправе судить, как магистраты исполняют его волю.

В XVIII в. протестантизм стал вытесняться с ведущих позиций в американской политической мысли светской идеологией, известной под названием Просвещение. В распространении его доктрин наибольшим оказалось английское влияние. Этой теме посвящено множество исследований, среди которых выделяются фундаментальные монографии К. Роббинс и Б. Бейлина. Исследователи согласны в том, что на американскую политическую мысль и культуру оказывали влияние как умеренные, так и радикальные английские идеологи, причем влияние последних нарастало по мере приближения Американской революции.

Среди умеренных английских идеологов, в наибольшей степени повлиявших на американцев, выделялись Д. Локк, У. Блэкстоун, А. Сидней, Д. Юм, Г. Болингброк. Д. Локк в конце XVII в. выступил с «Двумя трактатами о правительстве», которые сделали его не только английским, но и мировым классиком либерализма. Локк решительно встал на позицию естественно-правового подхода к социально-политическому моделированию. Доктрина естественных и неотъемлемых прав людей давала основание для поиска основополагающих, нерушимых общественных истин. Главным среди неотъемлемых прав индивидуума Локк считал собственность, которую он трактовал широко, включая в нее, в частности, жизнь и труд человека. Локк доказывал неизбежность и полезность возникновения неравенства во владении собственностью: с появлением обмена и денег возникает фундаментальная причина неравенства, с которым, следовательно, необходимо примириться, поскольку без обмена и денег цивилизованное существование невозможно.

Отстаивая идею общественного договора как первоосновы образования государства, Локк решительно отверг «патриархальную» концепцию государства (ее защищали английские тори), утверждавшую, что отношения власть предержащих, то есть монархов, и подданных строятся по аналогии с отношениями в семье между отцом и детьми, когда власть отца не требует ни согласия, ни договора. Локк же полагал, что природа и Бог не даровали государю власти отца и что его прерогативы вытекают исключительно из общественного договора, заключаемого по добровольному согласию подданных. Локк считал, что для поддержания однажды созданной власти предпочтительно «спокойное согласие» граждан, выражающих его периодически на выборах. Но он не отрицал и возможности замены власти при помощи насильственной акции подданных. В данном случае он воспроизводил концепцию права народа на революцию, которую до него в Англии выдвигали Д. Лильберн и Д. Мильтон. Но интерпретация Локка была гораздо более осторожной: обращение граждан к вооруженному сопротивлению властям должно быть крайне редким, когда их права явно попраны и не остается никакой надежды устранить зло обычным конституционным способом.

Подлинный культ конституционализма был создан в трудах У. Блэкстоуна. При защите прав граждан и прерогатив парламента он предпочитал апеллировать не к естественному праву, а к государственно-правовым актам, которые ограничивали власть монарха. Эти акты, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г., назывались им Конституцией, или фундаментальным законом Великобритании. Все указы и поступки монарха, доказывал Блэкстоун, как и действия парламента, должны строго согласовываться с фундаментальным законом. Указы и акты, противоречащие фундаментальному закону, недействительны: этот вывод Блэкстоуна стал правовой максимой и английских, и американских вигов. В Северной Америке к фундаментальному закону помимо английской Конституции стали относить колониальные хартии.

Одной из самых популярных идей в английской вигской идеологии XVIII в., оказавшей огромное воздействие на американцев, была концепция «смешанного правления». Внешне концепция смешанного правления была схожа с концепцией разделения властей, но в действительности она обладала существенными отличиями и пользовалась и в Англии, и в Северной Америке гораздо большей популярностью. Концепция эта уходила корнями в античность, политические мыслители которой, в первую очередь Аристотель, выводили три возможные «чистые» формы политического управления — монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), демократия (власть большинства). В чистом виде каждая из форм опасна, ибо грозит превратиться во зло: монархия в тиранию, аристократия в олигархию, демократия в охлократию. Во избежание зла три формы должны быть смешаны, с тем чтобы представлять и уравновешивать разные социальные интересы и слои. В Англии XVIII в. концепция смешанного правления означала поиск политического баланса в треугольнике «палата общин — палата лордов — монархия». Согласно вигской концепции, три властных института должны обладать самостоятельными функциями и одновременно взаимодействовать и уравновешивать друг друга. В Северной Америке концепция смешанного правления означала нахождение правильной формулы распределения властных прерогатив между губернаторами, советами и ассамблеями.

Из радикальных английских идеологов наибольшей популярностью среди американцев пользовались Д. Тренчард и Т. Гордон, которых во второй четверти XVIII в., как показал Б. Бейлин, беспрестанно цитировали и перепечатывали во всех колониальных газетах «от Бостона до Саванны». Тренчард и Гордон подвергли беспощадной критике партию вигов, прочно утвердившуюся у власти в Англии в XVIII в., за двойные стандарты: провозгласив себя защитниками равных прав и свобод, виги обросли привилегиями, погрязли в коррупции, превратив парламент и государственные должности в кормушки для себя, своих родственников и друзей.

Влияние английских радикалов на американцев достигло пика в 1760—1770-х гг. Многие жители колоний с восхищением следили тогда за высказываниями и поступками Р. Прайса, Д. Пристли, Д. Картрайта и особенно Д. Уилкса. В 1763 г. Уилкс, являвшийся членом парламента, подверг жесткой критике нового монарха Георга III, попытавшегося резко расширить свои прерогативы как в самой Англии, так и в колониях. Английский парламент исключил Уилкса из своих рядов, и радикальный политик мужественно вступил в схватку с политической элитой. Политическая борьба Уилкса сопровождалась выдвижением необычайно радикальных по тем временам требований: перераспределение избирательных округов и ликвидация «гнилых местечек» (малочисленные, как правило, сельские избирательные округа, легко покупавшиеся богатыми кандидатами. — Авт.), введение тайных выборов, расширение избирательного права. Постепенно к ним были добавлены требования ежегодных перевыборов парламента, всеобщего избирательного права для мужчин, отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты и оплаты деятельности членов палаты общин.

Английская политическая идеология, пользовавшаяся популярностью среди американцев, соотносилась ими с политической практикой самих колоний и бралась за образец при определении того, что нужно было исправить в местном политическом управлении. Впрочем, если было необходимо, американцы вносили в нее дополнения, а то и существенно меняли ее, сообразуясь с требованиями, обретавшими актуальность непосредственно в Северной Америке. Но английские образцы сохраняли для них огромное значение вплоть до последней четверти XVIII в., ибо американцы меньше всего хотели разрыва «кровных уз» с Англией, а их «американская мечта» на протяжении всего колониального периода заключалась в том, чтобы жить так, как жили в Англии ее полноправные граждане.

Источники:
1. Согрин В.В. Политическая история США. XVII - XX вв.; М. Издательство "Весь Мир", 2001
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru