Распространение буддизма в Юго-Восточной Азии
Восприятие буддизма как религиозно-философской системы было следствием внутренних потребностей ранних обществ Аустразии (древней Юго-Восточной Азии) в более детализированной, чем существовавшая у них ранее, системе миропонимания. В этих обществах уже существовали достаточно развитые религиозные системы, основанные на культе предков, поэтому восприятие буддизма стало не заполнением вакуума, не заменой одной системы другой, а дополнением. Буддизм тхеравады со временем победил в ряде стран, но при этом претерпел серьезные изменения в сфере социальной практики.
В результате складывания в начале нашей эры великого межконтинентального морского пути, связывавшего Европу и Ближний Восток с Дальним Востоком, устанавливаются тесные связи между Индией и Юго-Восточной Азией. К этому времени здесь возникло значительное число государств (Бапном, Линьи, или Чампа, Лангкасука, Каттаха и др.), которые испытали значительное культурное влияние Индии. Все эти государства восприняли в той или иной форме индийские религиозные системы, и в каждом случае - буддизм. Последнее относится и к вьетским государствам, империи Хань, а позднее - государству У и др.
Внешние религиозные, эстетические, языковые и иные феномены культуры других народов никогда не воспринимались в Юго-Восточной Азии целиком. Общественный строй здесь отверг систему индийских варн и многие другие институты и понятия. Одновременно с отбором нужного шло смешение различных элементов индо-дравидской традиции с местной. Воспринятые религиозные системы подверглись существенным изменениям и отбору, были приспособлены для новых форм традиционнного здесь культа предков, и прежде всего - культа обожествленного предка монарха. Мон-кхмеры выработали наиболее законченную форму этих синкретических верований - культ бога-царя (девараджа или буддараджа).
Кроме контактов, опосредованных соседними государствами Индокитайского полуострова и Архипелага, существовали прямые морские связи, даже между вьетскими землями и Индией. Таким образом, буддизм проникал сюда как прямо из Индии, так и в результате контактов с южными соседями. В Зяо нет буддийских памятников этого периода, но зато есть свидетельства источников об этих контактах и о распространении буддизма.
В связи с распространением буддизма в первые века нашей эры в Юго-Восточной Азии следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первые государства в южной части Индокитая и в Индонезии фиксируются только с первых веков нашей эры. Вьетские же районы (от дельты Хонгха в Северном Вьетнаме до устья Янцзы) к началу нашей эры обладали как минимум 400-летним опытом государственного развития.
В первые века нашей эры в Юго-Восточной Азии были восприняты и ранний, элитарный буддизм, и, видимо, несколько позже - формирующийся на основе брахманизма индуизм. Последний тем самым стал на полтора тысячелетия тоже "мировой религией". Но очень важно то, что в это время сам буддизм еще не завершил своего формирования как массовое учение, а индуизм также еще не принял окончательных форм. Это, безусловно, облегчало их адаптацию в новой среде; для буддизма это была уже вторая адаптация, после его распространения в дравидской среде Южного Индостана. Это очень важно, поскольку с более северными, арийскими областями, где побеждал индуизм, контакты народов Юго-Восточной Азии были гораздо слабее. В значительной части ЮВА обе религии сосуществовали, впоследствии победил буддизм, но везде и всегда, как уже говорилось, основой религиозной практики большинства населения оставался культ предков.
Восприятие буддизма шло без сколько-нибудь заметного физического присутствия иноземцев. В I-V вв. воспринимался еще в значительной степени "монашеский" буддизм, т.е. элитарный. И воспринимался он прежде всего верхушкой господствующего класса и интеллектуальной элитой. Преобладала махаяна, раньше ставшая на путь приспособления к более профанному уровню восприятия, более удобная для относительно широкой, хотя пока еще и не массовой, пропаганды. С V-VI вв. среди вьетов распространяется тхиен (дхьяна), на островах и на западе Индокитайского полуострова - тантрические верования и т.д.
Можно подытожить эти процессы следующим образом: первый период - восприятие буддизма на элитарном уровне в I-V вв., второй период - восприятие его широкими слоями управленцев и, в небольшой степени, крестьянством - VI-XII вв.
В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые параллельные проблемы, в частности проблему миграции носителей интересующей нас идеологии.
Индийцы мигрировали со своего полуострова в течение всей истории и направлялись не только в Юго-Восточную Азию, но и на запад - на Ближний и Средний Восток и в Африку. Но лишь в Юго-Восточной Азии влияние индийской культуры столь заметно, что говорит о решающем значении внутренних факторов. Миграция не была значительной количественно, представления о многочисленных "индийских колониях" на островах и побережье скорее всего не отражают реальности, во всяком случае пока не найдено каких-либо свидетельств этого. Видимо, речь может идти лишь о проникновении отдельных лиц поодиночке в чужеродную среду, которая их почему-то принимала. Только живая заинтересованность яванцев, менее - вьетов, кхмеров, монов и иных народов в восприятии буддийской религии могла гарантировать жизнь носителю этой идеологии. Буддизм здесь прошел обычный путь от религиозной философии для немногих образованных людей к несколько упрощенному, уже доступному верхутечным слоям общества учению, а затем - к доступной широким массам еще более упрощенной массовой религиозной философии. Таким образом, дата восприятия буддизма определялась и временем возникновения "спроса" (в Юго-Восточной Азии), и временем превращения буддизма в легкоусвояемое учение (на территории Южного Индостана).
Обратимся к наиболее известным фактам, свидетельствующим о путях и формах восприятия буддизма в Юго-Восточной Азии.
Археологические и письменные данные свидетельствуют о восприятии буддизма здесь со II в. по крайней мере на юго-западе и на юго-востоке Индокитайского полуострова; последнее предполагает знакомство с ним и на Малаккском полуострове. С этого времени число сведений о буддийских храмах, статуях, проповедниках, текстах растет. Наиболее известные ранние поселения со следами присутствия буддизма - Пейтано и Пьи (Пром) в Южной Бирме, Понгтук на берегах Сиамского залива (все - у монов), Окео в дельте Меконга (у кхмеров), Донгзыонг на восточном побережье Индокитайского полуострова (у чамов), Луйлоу в дельте Красной реки (у лаквьетов). Это - раскопанные поселения городского типа. Кроме того статуи Будды первых веков нашей эры, также стоявшие в достаточно крупных храмах и, видимо, связанных с крупными поселениями, есть на Яве, Суматре и Сулавеси.
Буддисты этого времени были ориентированы на дравидский мир юга Индостана, о чем свидетельствует широкое распространение изображений Будды в южном стиле Амаравати (III-IV вв.). Они найдены практически везде в Юго-Восточной Азии, причем и в центрах прибрежных рисовых долин, и порой в глубине континента, у всех древних народов региона. Там, где проводились раскопки, есть остатки кирпичных ступ и монастырей. Ряд городов, где есть материальные следы восприятия буддизма середины I тысячелетия н.э., упоминаются в источниках со II в. н.э. Примечательно, что в большинстве случаев археологические и письменные свидетельства о распространении индуизма - более поздние. О покровительстве буддизму со стороны правителей свидетельствует и древнейшая в Юго-Восточной Азии надпись из Вокань в Чампе III в. н.э. У вьетов уже для конца II в. н.э. засвидетельствованы традицией многочисленные монастыри, где велся перевод буддийских текстов. При этом везде, где можно установить источник восприятия буддизма, - это дравидский юг Индостана; правда, тексты - санскритоязычные, но санскрит был распространен на юге Индостана в эти века.
Покровительство буддизму в это и более позднее время со стороны правителей не было связано с их этнической чужеродностью; реальных данных об "индийских" династиях в это время нет, а более поздние династические "привязки" носят откровенно мифологический характер. Влияние на социальную структуру также было верхушечным. Например, нет реальных признаков варнового деления в Юго-Восточной Азии. Под варновыми терминами, которые порой употреблялись, выступали самые различные организации без четких границ, ритуалов, брачных ограничений и т.п. Именно буддизм, который не делал социальных различий между верующими, был воспринят в Юго-Восточной Азии прежде, чем индуизм. О том, что путь индийскому влиянию открыл буддизм, а не индуизм, писал уже Ж.Седес. Чтобы завершить сравнение степени распространенности двух религий, отметим, что индуизм стал преобладающим лишь у кхмеров, чамов и яванцев с балийцами. Но и здесь или зафиксировано раннее преобладание буддизма, или соотношение культов на раннем этапе неясно; что же касается дальнейшего, то буддизм везде сохранял заметные позиции, а потом и победил - и у кхмеров, и у яванцев.
С VI в. н.э. мы видим гораздо более широкое и глубокое влияние буддизма на жизнь народов. Он стал господствующей религией в западной и центральной частях Индокитайского полуострова (у монов), у вьетов, у малайцев. У последних уже в VII в. отмечено существование буддийских "университетов", обучение в которых позволяло не ездить в Индию; здесь учились известные буддийские мыслители из отдаленных стран. Буддийские тексты на пали найдены археологами у монов, Будда и герои буддийской литературы регулярно упоминаются в эпиграфике всех народов Юго-Восточной Азии, остатки буддийских храмов встречены повсеместно, в том числе у чамов, у которых позднее возобладал шиваизм, а тогда в основных святынях стояли статуи Будды. Даже "священная земля" чамов получила буддийское название Амаравати. С IV в. мы видим многочисленные изображения Будды уже в стиле Гуптов, что говорит о продолжающихся регулярных культовых контактах с Индостаном; впоследствии развитие культовой скульптуры и искусства пойдет здесь своим путем. Многочисленны буддийские надписи этого времени с Малаккского полуострова (в частности, знаменитая стихотворная надпись судовладельца Буддхагупты), есть изображения ступ и развалины ступ. По-прежнему известны индийские проповедники, порой даже из Кашмира. Источники описывают местные школы буддизма со своими обрядами, но известно о них мало. Однако некоторые, пока малочисленные, области в это время уже практикуют по преимуществу шиваизм (Западная Ява, Еподи и др.).
В рамках следующего этапа, условно с IX в., начинает чувствоваться влияние, с одной стороны, тантризма, с другой - местных культов. Растет число местных школ, дальнейшее распространение буддизма вширь из прежних элитарных центров сопровождается естественным усилением мистицизма, обряда в ущерб "чистоте" учения. В X-XI вв. такие явления мы видим и у монов, и у бирманцев, и на Архипелаге, и у вьетов в Дайвьете, т.е. почти у всех народов, практиковавших в то время буддизм как господствующую идеологию. Но к этому времени восприятие буддизма уже завершилось, шло его развитие уже на местной почве. Последнее ни в коей мере не означало прекращения контактов с западным центром, но надо помнить, что им была в это время уже только Шри-Ланка, периферийный для индийского мира центр. В рамках этого "контакта вторичных центров" оттуда была воспринята массовая модификация "монашеского" буддизма - тхеравада, быстро вытеснившая другие направления буддизма везде, где ей не противостояла дхьяна. Ее тхеравада почему-то одолеть не смогла ни у вьетов, ни на юге китайских империй (чань), что говорит о способности модифицированной дхьяны в не меньшей степени выполнять роль настоящей "массовой религии", хотя и, в отличие от тхеравады, в симбиозе с культом предков и конфуцианством.
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности