Установление политического единства Испании
Умиротворение кастильских владений. По окончании династической войны Изабелла I могла считать себя подлинной королевой Кастилии: ее права на корону никто уже более не оспаривал. В 1479 г. после смерти своего отца Хуана II, Фердинанд (Фернандо) вступил на арагонский престол. Брак обоих государей не внес существенных изменений в политическое положение их королевства. Фердинанд принимал участие в управлении Кастилией лишь на правах супруга Изабеллы, но если его влияние не проявлялось в сфере внутреннего управления Кастилией, то оно, однако, ощущалось во внешней политике этого королевства; влияние же Изабеллы в Арагоне было еще менее осязаемым. Естественно, что интересы обоих супругов во многом сходились. Но если исключить вопросы международного характера, то необходимо отметить, что стремления народов Кастилии и Арагона были столь же различны, как и в минувшие времена, что объясняется особыми тенденциями внутренней политики обеих стран и особыми условиями их развития. В Арагоне и Каталонии с завершением гражданской войны разрешены были в сущности основные политические проблемы. В этих странах территориальная экспансия в пределах полуострова закончилась еще во времена Хайме I, а поэтому они не были заинтересованы в войне с маврами Гранады. Борьба королевской власти против аристократии и горожан, разразившаяся в царствование Хуана II, утратила свою былую остроту в ту пору, когда арагонский престол занял Фердинанд, хотя для окончательного разрешения ряда наболевших вопросов и оказались необходимы меры, существо которых изложено будет ниже. Тем не менее в Арагоне и Каталонии имели место беспорядки, вызванные знатью; но они никогда не достигали такого размаха, как в Кастилии, где перед королями снова во весь рост встала проблема борьбы с силами феодальной анархии, проблема, разрешить которую можно было лишь энергичными мерами, применяя силу. Нельзя было осуществить завоевания вне Кастилии и укрепить королевскую власть, не умиротворив прежде страну. Задачу эту королева разрешила сразу же после окончания династической войны, применив чрезвычайно суровые меры. В Галисии и Андалусии королевской власти пришлось действовать с наибольшей решимостью; то, что произошло здесь, может дать наглядное представление о характере борьбы в остальных частях королевства.
В Галисии анархические тенденции и мятежное состояние знати и самого духовенства были традиционными, и в XIII-XV вв. вызывали серьезные беспорядки. В конце концов эта смута осложнилась восстанием "эрмандинос" и гражданской войной, так как Хуана Бельтранеха имела в Галисии многочисленных и верных сторонников. В то же время граф Каминья поднял настоящее восстание в 1478 г., желая отомстить сеньору Собросо - Гарсии Сармьенто, алькальду Понтеведры - Лопе де Монтенегро и другим магнатам. Пользуясь любым случаем, Сармьенто совершал нападения на замки различных сеньоров и разрушал их. Унять Сармьенто пытались архиепископ Сантьяго и граф Монтеррей. В свою очередь этот последний разрешил свой спор с графом Лемос оружием и отомстил ему за обиды.
Вред, который причиняли подобные действия, отражался на государстве в целом и на правах частных лиц. Население страны угнеталось сеньорами, на службе и под покровительством которых находились отряды разбойников. Благосклонности этих бандитских шаек города должны были добиваться ценой уплаты дани. Государство, т. е. королевскую власть, представленную различными должностными лицами, не признавали. Коронные чиновники не могли ни взимать подати, ни вершить судопроизводство, ни подавлять мятежи. Решив покончить с анархией, короли послали в Галисию в 1480 г. двух своих представителей - опытного военачальника Фернандо де Акунью, и члена королевского совета - законоведа Гарей Лопес де Чинчилью; первый был назначен губернатором и вице-королем, а второй - коррехидором. Они получили отряд из 300 отборных всадников. Оба представителя короны собрали кортесы в Сантьяго, на которых предъявили свои полномочия. Согласно этим полномочиям Акунья и Чинчилья должны были учредить особый верховный трибунал, которому поручалось рассматривать все жалобы и тяжбы; далее, они имели право высылать за пределы страны всех лиц, которые, по их мнению, подлежали изгнанию, заключать в тюрьмы всех, того заслуживающих, назначать по своему усмотрению судей и коррехидоров и призывать, в случае необходимости, население к оружию. В том же году в Галисии была образована Королевская Эрмандада (Hermandad Real), подобная эрмандаде кастильской, реорганизованной в 1476 г.
Акунья и Чинчилья, не теряя времени, принялись с неукротимой энергией за усмирение Галисии. Отчасти с согласия самих сеньоров (которые вынуждены были им покориться), а отчасти силой они снесли 46 замков, в том числе три замка графа Альтамиры и шесть - графа Каминьи; они приказали выплатить королю те налоги, которые уже в течение нескольких лет феодалы взимали в свою пользу; вернули церквам и монастырям имущество, земли и бенефиции, захвачена ные могущественными сеньорами, и приговорили к смерти "множество людей", которые, как говорит историк-очевидец Пульгар, "в прошлом совершали насилия и преступления, в том числе... рыцаря по имени Педро де Миранда и другого, маршала Педро Пардо. После того как эти лица были схвачены, они предлагали огромные суммы для войны против мавров, лишь бы только им сохранили жизнь; но этот рыцарь (Акунья) и этот законовед (Чинчилья) не пожелали взять выкупа". Дочь и зять маршала еще пытались держаться в замке Вильяхуане, но были побеждены. Граф Лемос, со своей стороны, также оказал сопротивление губернатору, и только когда короли сами объявили о своем прибытии в Галисию, он прекратил осаду замка Луго. Наконец, и другие сеньоры, пытавшиеся снова сеять смуты, были покорены, а менее важные преступники, которыми изобиловала страна, поспешили покинуть Галисию, чтобы очутиться вне сферы досягаемости нового судилища.
То же произошло и в Андалусии. Здесь боролись две партии, во главе которых стояли герцог Медина Сидония и маркиз Кадисский, причем эта распря ввергла страну в состояние подлинной гражданской войны. Королева Изабелла объявила публичную аудиенцию в Севилье, чтобы выслушать всех угнетенных и обиженных обеими партиями. При открытом разбирательстве выяснилось, что насилия, убийства, грабежи и т. п. были столь многочисленны, что, по мнению Пульгара, "мало оставалось в Севилье людей, свободных от всякой вины: одни были виновны в том, что совершили преступление, другие - в том, что скрыли его, третьи - в том, что извлекли из него пользу". Королева всех покарала беспощадно. Более 4 тысяч участников смуты вынуждены были покинуть Севилью, опасаясь репрессий, и хотя Изабелла объявила амнистию, но из списков помилованных исключила немало смутьянов. Сам герцог Медина Сидония и маркиз Кадисский были высланы из города. Маркизу Агиляру и графу Кабрасу было запрещено проживать в Кордове.
Столь же энергичные меры были приняты в Кастилии. Дон Фадрике Энрикес, сеньор Симанки и Медины де Риосеко, был схвачен и выслан в Сицилию. Герцог Альба был вынужден вернуть город Миранду, который он незаконно захватил, а его алькайд Сальватьерра был повешен за то, что оскорбил словом и действием королевского агента. Замок Кастроньюдо, находившийся в руках беглого алькайда Педро де Менданьо, вместе с другими шестью замками по берегу Дуэро, был осажден и спустя одиннадцать месяцев взят, так же как и замки Ориачуэлос, Андухар, Бухалансе, Мерида, Медельин, Монтанчес и другие, куда короли назначали алькайдами доверенных лиц. В Толедо был обезглавлен Фернандо де Аларкон, фаворит архиепископа, совершивший различные преступления, а в Медине дель Кампо - галисийский дворянин Альвар Яньес де Луго, который предложил в качестве выкупа за свою жизнь 40 тыс. доблей, но получил отказ. Чтобы покончить с беспорядками, короли приказали разрушить все замки, которые не были абсолютно необходимы для защиты территории, в особенности же те из них, которые, подобно замку Мадригалехо, были подлинными разбойничьими гнездами.
Таким путем в течение нескольких лет королевство было умиротворено и удалось покончить с последними вспышками смут времен Энрике IV и династической войны.
Завоевание гранадского эмирата. В 1478 г. султаном или эмиром Гранады был Абульхасан-Али, который, без труда подавив возмущение нескольких алькайдов, избравших своим вождем одного из братьев эмира - Абу-Абдаллаха Мухаммеда ибн-Заада или Эль-Загаля, с большим искусством управлял страной в течение нескольких лет. Однако Абульхасан вскоре предал забвению государственные дела, увлеченный страстью к одной из своих рабынь - Зорайде.
У кормила правления стал визирь султана, который заботился лишь об удовлетворении собственных интересов. На жалобы и ропот народа и власть имущих людей эмир ответил репрессиями; много рыцарей и высоких должностных лиц были казнены, что еще более способствовало росту недовольства.
В 1476 г. Абульхасан заключил перемирие с Кастилией. Когда срок перемирия истек, мавры открыли военные действия, захватив Саару (1481 г.). В ответ на это кастильцы овладели Альхамой (28 февраля 1482 г.).
Мавры осадили Альхаму, но кастильское войско маркиза Кадисского, поддержанное отрядом герцога Медина Сидонии, отразило их натиск.
Этот успех кастильского оружия сведен был на нет поражением, которое мавры нанесли своим противникам под Лохой (1482 г.). Но как раз в этот момент в Гранаде восстали два сына эмира - Абу-Абдаллах Мухаммед и Абу-Абдаллах Юсуф, которые опасались, что отец казнит их по наущению Зорайды. Центром восстания стал Гуадис, и к мятежникам присоединились, помимо столицы, города Альмерия и Баса. Юсуф был убит Абульхасаном, и после этого Гранада провозгласила эмиром Абдаллаха. Абульхасан бежал в Малагу. Кастильцы воспользовались создавшимся положением и направили военную экспедицию в Коро (район Малаги и Велеса). Во главе этой экспедиции стоял маркиз Кадисский, и в ней принимало участие немало сеньоров. Однако предприятие это оказалось неудачным. Кастильцы были наголову разгромлены под Ахаркией и понесли при этом большой ущерб (март 1483 г.). В плен к маврам попали дядя короля со стороны матери и множество магнатов, в том числе сеньоры из Севильи, Хереса и Антекеры. Вскоре, однако, кастильцы взяли реванш, выиграв два сражения - под Малагой и под Аусеной.
В битве под Аусеной пало много алькайдов и знатных мавританских военачальников, а сам Абу-Абдаллах (Боабдиль) попал в плен. Кастильцы взяли множество пленников и захватили 22 знамени (23 апреля 1483 г.). Когда в Гранаде стало известно, что Боабдиль пленен кастильцами, эмиром вновь был провозглашен его отец Абульхасан, который отрекся от престола в пользу своего брата Эль-Загаля. Впрочем, один арабский автор утверждает, что Эль-Загаль сверг Абульхасана.
Между тем война продолжалась, и кастильцы одержали новые победы, захватив замки Альмару, Сетениль, Картаму, Койн и город Ронду (1485 г.), что обеспечило им господство над всей областью Малаги. Будучи вскоре разбиты при попытке овладеть Моклином (3 сентября 1485 г.), кастильцы не приостановили наступательных действий и в сентябре-октябре того же года взяли Камбиль и много иных замков.
При этих обстоятельствах король Фердинанд, который в своей политике применял не только силу оружия, но и различные коварные приемы, освободил Боабдиля, объявил его своим союзником и снабдил деньгами и войском, чтобы тот мог овладеть гранадским престолом. Боабдиля признали эмиром в Велес-Малаге, в округе Ахаркии, а спустя некоторое время и в квартале Альбайсин в Гранаде.
Боабдиль склонен был заключить мир с Эль-Загалем и признать за последним титул эмира ценой приобретения некоторых областей эмирата.
В то же время он облегчил Фердинанду захват Лохи (30 мая 1486 г.), выполняя условия союзного договора. Кастильцы захватили затем Эльвиру (июнь 1486 г.), Моклин, Коломеру и другие замки. Овладев этими пунктами, Фердинанд отозвал кастильское войско (оставив сильные гарнизоны во взятых ранее замках) и захватил с собой Боабдиля, вновь отпустив его на свободу спустя несколько месяцев. Боабдиль вступил в область Велеса, объявив, что с королем Кастилии он находится в мире. Вновь его провозгласили эмиром много городов, в том числе и Гранада. Начался новый тур гражданской войны между Боабдилем и его дядей Эль-Загалем, причем Боабдиля поддерживали кастильцы, которые, продолжая свою тактику, воспользовались этой смутой и 3 мая 1487 г. захватили Велес-Малагу. 28 апреля Боабдиль был официально провозглашен эмиром в Гранаде, а Эль-Загаль тем временем укрепился в Гуадисе.
Фердинанд, который без зазрения совести совершал беззакония, когда это ему было выгодно, осадил Малагу, несмотря на то что город этот принадлежал Боабдилю, с которым заключен был мирный трактат, и овладел этим городом (август 1487 г.), объявив своими пленниками всех жителей Малаги. Так же поступил он в Ахаркии и Велесе, невзирая на то что города эти изъявляли ему покорность и что они также были на стороне Боабдиля. 3 декабря 1489 г. после долгой осады сдалась на капитуляцию Баса. Затем покорился Эль-Загаль, который передал кастильцам Гуадис и все территории, которыми он владел, т. е. область между Альмуньекаром и Альмерией. Эль-Загаль обязался оказать Фердинанду помощь в борьбе с Боабдилем, владения которого свелись лишь к городу Гранаде и его округе.
Фердинанд предложил Боабдилю капитулировать и передать кастильцам цитадель Альхамбру, обещая взамен (как о том свидетельствуют арабские авторы) огромные богатства и любой из андалусских городов по выбору Боабдиля. Но последний отказался принять это предложение и провозгласил священную войну против Кастилии, требуя выполнения условий договора, некогда заключенного им с Фердинандом и Изабеллой.
В мае 1490 г. кастильские войска, которым оказывало помощь множество ренегатов, осадили Гранаду. Но Фердинанд не предпринял решительных действий и даже отступил от города, оставив гарнизоны в окрестных замках.
Борьба продолжалась, и не без успеха для Боабдиля, который отбил у кастильцев несколько крепостей. Но спустя некоторое время кастильцы вернулись с новыми пополнениями. В помощи Эль-Загаля Фердинанд уже не нуждался, и поэтому король предоставил ему возможность выехать с группой приближенных в Тлемсен. Кастильцы двинулись к Гранаде и в 1491 г. вступили в гранадскую долину, осадив город. Короля сопровождала Изабелла. Лагерь был разбит у селения Госко, но пожар уничтожил там все боевые шатры. Тогда король и королева приказали возвести вокруг сгоревшего лагеря стены и выкопать рвы (для стен были использованы материалы до основания разрушенного селения Госко). Этот военный городок получил название Санта-Фе ("Святая вера"). Бои в окрестностях Гранады продолжались много месяцев, причем и христиане и мавры про являли немало героизма. Особенно отличились: у кастильцев Эрнандо Перес дель Пульгар, Гонсало де Кордова, у мавров - Тарфе и Муса.
Пульгар, прозванный "Доблестным воителем", отважился с пятнадцатью рыцарями проникнуть ночью в Гранаду и дошел до ворот мечети, к которым прибил щит с текстом Ave Maria (21 октября 1491 г.). В ответ на это Тарфа привязал этот щит к хвосту своей лошади и явился в кастильский лагерь, где и погиб в поединке с рыцарем Гарсильясо де ла Вегой. Муса однажды был окружен кастильцами; понимая, что положение его безвыходно, он бросился в реку и утонул.
В конце концов в Гранаде начался голод, и осажденные, ряды которых поредели в битвах, отчаявшись получить помощь из Африки, склонились к сдаче города (декабрь 1491 г.).
Капитуляция Гранады и ее последствия. Переговоры начались на условиях, которые в свое время были положены в основу соглашения с Эль-Загалем о капитуляции Гуадиса, с добавлением особого пункта, согласно которому христианские короли должны были клятвенно гарантировать выполнение статей заключаемого договора, до передачи им Альхамбры и других укреплений. Со стороны Кастилии уполномоченными были Эрнандо де Сафра и Гонсало де Кордова.
В результате были согласованы 67 условий договора. Основные пункты его были таковы, неприкосновенность личности и имущества; предоставление маврам права свободно проживать в той местности и в тех домах, где они жили до сих пор; сохранение мусульманского культа, мечетей, неприкосновенность имущества последних и право свободного выражения религиозных взглядов; запреты христианам входить в жилище мусульманина и совершать какие бы то ни было насилия по отношению к маврам; сохранение за маврами права назначать своих собственных правителей и судей - мусульман и евреев, ранее отправлявших общественные должности; предоставление свободы всем военнопленным; ограничение податного обложения закятом и десятиной; право каждого мавра по своей воле покинуть город и распродать без помех принадлежащее ему имущество; для тех, кто желает переселиться в Африку, право свободного распоряжения своим недвижимым имуществом с предоставлением возможности бесплатного переезда на королевских кораблях и вывоза всех своих драгоценностей; далее следовал пункт: "...никто не должен принуждать лиц, принявших ислам, к переходу в христианство; буде же мусульманин изъявит желание принять христианскую веру, ему предоставят несколько дней на размышление; после чего он должен предстать перед судьями - мусульманином и христианином, и если сочтет необходимым вернуться к исламу, будет удовлетворена его воля". Кроме того, маврам предоставлялось право проезда по христианским землям, причем гарантировалась неприкосновенность их личности и имущества; они не должны были носить, подобно евреям и мудехарам, отличительные знаки; должны были уважаться мусульманские религиозные церемонии и служители культа. Условия договора христианский король обязан был скрепить своей подписью.
2 января 1492 г. кастильцы заняли Альхамбру, и несколько дней спустя король и королева торжественно вступили в город. Было назначено множество мусульман на должности факихов, нотариусов, переводчиков, портерос, альгвасилов, и короли столь благосклонно относились к побежденным, что христиане говорили мусульманам: "Король оказывает вам большие почести, чем нам, и прославляет вас пуще, чем нас". Тем не менее многие жители города решили покинуть Гранаду и Альпухарру и за бесценок распродали свои земли, скот и инструменты.
Боабдиль некоторое время жил еще в Гранаде, а затем "католические короли" заставили его переселиться в Андарах (ныне Лаухар), а оттуда в Африку. Он высадился в Мелилье с 1120 спутниками - родичами, приближенными и рабами. Вымышленной является фраза, влагаемая в уста матери Боабдиля: "Добро будет, если ты, сын мой, оплачешь как женщина то, что не смог защитить как мужчина". Боабдиль умер в Феце; мнения о дате его смерти расходятся: предполагают, что он умер либо в 1518, либо в 1533 г.
Вскоре победители изменили свою политику. Позабыв о статьях капитуляции, они стали притеснять мусульман, ограничивая их свободу, обременяя их новыми поборами и налогами, оказывая на мавров давление, чтобы принудить их к обращению в христианство.
Сперва пропаганда христианизации велась в умеренных тонах архиепископом гранадским Эрнандо де Талаверой, графом Тендильей и Эрнандо де Сафра, причем число обращенных было немалым. Но чрезмерное рвение некоторых придворных, и в частности исповедника королевы и архиепископа толедского Хименеса де Сиснероса привело к тому, что для обращения мавров в христианство стали прибегать к силе; при этом не только настойчиво добивались отречения, но, как говорится в одной мавританской хронике: "тех, кто не желал обратиться в христианство, бросали в тюрьму и там всеми средствами склоняли их к переходу в христианскую веру".
Мавры жаловались королям на подобные нарушения условия договора, и в конце концов дело дошло до восстания в квартале Альбайсин, поводом к которому послужило избиение двумя приближенными Сиснероса девушки-мавританки, которую они таким способом пытались обратить в христианство. Только благодаря авторитету и влиянию Эрнандо де Талаверы и вмешательству графа Тендильи восставшие были умиротворены. Фердинанд и Изабелла сначала не одобрили поведения Сиснероса, но затем вняли его доводам. Сиснерос доказывал, что поскольку мавры в этом квартале Гранады восстали против короля и королевы, то тем самым заключенное с ними соглашение следует считать нарушенным по их собственной вине. Мусульмане ’ обратились за помощью к египетскому султану. Султан отправил посольство к папе с просьбою обязать "католических королей" выполнить условия договора, угрожая изгнанием из Египта всех живущих там христиан. Но этот дипломатический ход остался без последствий благодаря демаршу кастильского посла Педро Мартира де Англерии, который убедил султана, что кастильские короли не учинили по отношению к маврам Гранады ничего несправедливого. Павшие духом гранадские мавры крестились, причем утверждают, что в христианство перешли в 1499 г. 50 тысяч человек. Один арабский автор (аль-Маккари) отмечает, что, принуждая мавров к переходу в христианскую веру, кастильцы говорили им, намекая на ренегатов (а в Гранаде потомков ренегатов было очень много): "Твой дед был христианином, а стал мусульманином, поэтому ты теперь стань христианином". Чтобы упрочить дело обращения, Сиснерос приказал сжечь на площади Бибаррамбла в Гранаде множество экземпляров корана и другие религиозные мусульманские книги. Он сохранил трактаты по философии, истории, медицине и естественным наукам, часть которых (около 300) были переданы в коллегию Сан-Ильдефонсо в Алькала. Сожжены были великолепные рукописи, шедевры каллиграфического искусства.
Но политика Сиснероса ожесточила мусульман в других местах; не желая креститься, они восстали в Альпухарре, Басе, Гуадисе и в горах Филабреса. Кастильские войска ценой больших усилий и потерь овладели некоторыми из указанных пунктов. При этом пленников, независимо от пола и возраста, крестили силою. Восстание снова вспыхнуло в Альгарве (Андалусия) (в горах Ронды) и продолжалось там долго. Победы удалось добиться ценою гибели нескольких кастильских полководцев, в том числе Алонсо Агиляра, брата Гонсало де Кордовы. Теснимые самим королем Фердинандом, мавры капитулировали, причем не желающим креститься разрешено было уехать в Африку, на что многие согласились (в 1501 г.). С тех пор в Андалусии остались только обращенные мусульмане - мориски. Все же большинство морисков, как о том свидетельствуют их собственные авторы, "хотя внешне и стали христианами, но не были ими в сердце своем; они тайно поклонялись Аллаху и совершали молитвы и омовения в установленные часы; но так как христиане следили за ними, то некоторые из них были сожжены". Завершающим актом антимавританской политики короля и королевы была грамота от 11 февраля 1502 г., которая предписывала всем мудехарам Кастилии и Леона либо креститься, либо покинуть Испанию. Неизвестно число тех и других, но полагают, что большинство мудехаров крестились, превратившись в морисков. Исключением являлись мудехары-рабы, которые были известны под названием "mows cortados".
Открытие Америки и раздел с португальцами. Экспедиции Христофора Колумба 1492 – 1504 гг. открыли для Испании новые земли. До конца дней своих Колумб был убежден, что он достиг Азии и открыл острова в морях, омывающих с востока этот материк. Еще в 1493 г. многие подозревали, что мнение Колумба ошибочно. Исход экспедиций Колумба воодушевил других мореплавателей.
В 1499 г. Алонсо де Охеда, Хуан де ла Коса и итальянец Америго Веспуччи исследовали, идя по следам адмирала, берега Венесуэлы. И благодаря другим испанским мореплавателям: Перо Алонсо Ниньо (1499 г.), Диего де Лепе (1499 г.), Висенте Яньесу Пинсону (1500 и 1508 гг.), Родриго Бастидасу (1500 г.), Кристовалю и Луису Герра (1504 г.), Понсе де Леону (1513), Никуэсе и Охеде (1508-1509 гг.), Нуньесу де Бальбоа (1513 г.), Хуану Диасу де Солису (1508 и 1515 гг.) были открыты новые земли к югу от Мексиканского залива (к югу от Юкатана) и Флорида; был пересечен Панамский перешеек и открыт Тихий океан (Нуньес де Бальбоа, 1513 г.); в южном направлении к 1516 г. было уже достигнуто устье Ла Платы.
Португальцы ревниво относились к успехам, которых достигли испанские мореплаватели. Португальские моряки освоили путь в Индию вокруг Мыса Доброй Надежды (и этот успех расценивался на их родине как одно из самых славных дел, когда-либо предпринятых португальцами) и предъявили свои права на земли, открытые по воле случая на западе португальцем Педро Алварешем Кабралом в 1500 г. (бразильский берег). С этой целью из Лиссабона в мае 1501 г. вышла экспедиция, в которой участвовал Америго Веспуччи; об этой экспедиции сообщается в его "Письмах", опубликованных в 1504 и 1507 гг. В "Письмах" повествуется о том, что участники экспедиции прошли почти вдоль всего восточного побережья Южной Америки, от Бразилии (мыс Сан-Роке) до Патагонии и даже, по-видимому, до Фолклендских островов и пришли к убеждению, что земли, которые они встретили на своем пути, являются новым материком и что, обогнув этот материк с юга, можно попасть в Индию. В "Письмах" идет речь также и о других путешествиях, предпринятых Веспуччи.
На основе этих сообщений, которые были переведены и напечатаны во Франции и в Германии, один немецкий космограф, Мартин Вальдзеемюллер, в своем "Cosmographiae Introductio" ("Введение в космографию" - 1507 г.) предложил присвоить открытым землям название "Америка". Предложению этому посчастливилось, и со временем оно было принято окончательно, причем попраны были права, которые, бесспорно в большей степени, чем кому бы то ни было, принадлежали Колумбу. Подлинность "Писем" Веспуччи многими оспаривается; некоторые исследователи считают, что не Веспуччи был их автором, и приписывают их авторство Вальдзеемюллеру и другим фальсификаторам-чужеземцам. В Испании они никогда не были напечатаны. Однако из одного испанского документа 1503 г. (заметка в книге казначейства Торговой Палаты) (Casa de Contradacion) вытекает, что если не с Веспуччи, то с другими мореплавателями португальцы совершили два путешествия в Новый Свет и привезли оттуда туземцев и красящее дерево. Затем в 1503 г. Хуану де ла Коса было поручено в секретном порядке проведать об этих путешествиях. Свой отчет он представил королеве в сентябре того же года.
Но соперничество Португалии и Испании в области открытий повлекло за собой и дипломатические осложнения. Едва Колумб вернулся из своего первого путешествия, как католические короли добились от папы булл, которые подтверждали их права на новые земли. Таких булл было три. Первая из них, от 3 мая 1493 г., жаловала навечно испанским монархам "острова и материки, что были недавно открыты и будут открыты, если они еще не принадлежат никакому другому христианскому королю". Но так как Португалия еще раньше добилась от пап различных пожалований, которым подтверждены были ее права на Гвинею и Золотой Берег, то папа, во избежание конфликтов между Испанией и Португалией, в своей второй булле (от 4 мая) провел воображаемую линию, которая, проходя через оба полюса, пересекала Атлантику на расстоянии ста лиг от Азорских островов или островов Зеленого Мыса; при этом не было указано, через какие именно острова этих архипелагов должна проходить разграничительная линия. Полушарие, расположенное к западу от этой линии, он предоставил Испании, а расположенное к востоку от нее - Португалии. Но так как исходная позиция была неопределенной, поскольку отдельные острова Азорского архипелага и группы Зеленого Мыса находятся на разной долготе, то практически было невозможно точно наметить линию раздела и, таким образом, булла от 4 мая, как и другая от 23 сентября (названная "Булла разделения и апостольского пожалования Индий") не имели в действительности никакого значения. Впрочем, даже если бы затруднения с определением исходной долготы и не имели бы место, действенная сила папского пожалования все равно была бы невелика. Еще в том же 1493 г. произошел обмен посольствами между королями Португалии в Испании, а год спустя было подписано соглашение (в Тордесильясе, 7 июня 1494 г.), по которому признавались все права португальской короны на Гвинею и остальные территории, которыми она уже владела, и была установлена линия раздела на расстоянии 370 лиг от самой западной точки Зеленого Мыса. Но неопределенным оставался способ, каким можно было установить эту линию; сначала это доверили Солису (в 1508 г.), а затем смешанной комиссии, которая так никогда и не собиралась. Поэтому из-за права господства над некоторыми территориями Южной Америки позднее возникли серьезные осложнения международного характера между Испанией и Португалией. Начало этой борьбе, по-видимому, положил конфликт, возникший в связи с тем, что Фердинанд получил в 1512 и 1513 гг. сведения о подготовке в Португалии флотилий, которые должны были отправиться к берегам "Индий". Король приказал тогда содержать в Индиях сильный флот, чтобы, "если португальцы прибудут туда, им не дали высадиться". В то же время он отправил посла к португальскому королю, чтобы напомнить ему о необходимости соблюдать Тордесильясский договор. Должно быть, португальцы упорствовали в своем намерении, потому что в 1514 г. в Пуэрто-Рико была захвачена португальская каравелла; ее команда, заключенная в тюрьму в Севилье, получила свободу только в 1517 г.
Политика в Африке. В Африке также происходили столкновения с Португалией. Они возникли в 1475 г. как прямое следствие династической войны, успех которой "католические короли" стремились обеспечить и путем вторжения в португальские владения в Гвинее. Действительно, в 1475-1476 гг. в Гвинею была направлена кастильская эскадра, в которой участвовали капитан Карлос де Валера, граф де Пальярес, Альваро де Нава и много бискайских моряков и выходцев из других областей Испании; в результате португальцы были обращены в бегство, а корабли их захвачены. Предприняв новую экспедицию, Валера с 30 каравеллами и тремя большими кораблями взял приступом некоторые острова Гвинеи, захватил в плен одного португальского капитана и доставил в Испанию 400 рабов.
Война завершилась мирным договором в Трухильо в 1479 г., причем остались нерешенными вопросы о правах владений африканскими территориями. Испанских королей интересовала не Гвинея, а территория Магриба и Канарские острова. Магриб интересовал их потому, что там находилось несколько мавританских королевств, где скрывалось много эмигрантов и изгнанников из Гранады; Канарские же острова представлялись для кастильской короны важным объектом, поскольку они в свое время находились в зависимости от нее и были расположены близ северо-западных берегов Африки. Соображения безопасности новоприобретенного гранадского королевства и необходимость защиты Андалусии (а вместе с ней и всей Испании) от новых мавританских вторжений требовали обладания крепостями и операционной базой на мавританских землях.
С другой стороны, владения Арагона на юге Италии приковывали внимание Испании к Тунису и к турецким завоеваниям, поскольку турки, овладев рядом стран в юго-восточной Европе, господствовали над частью Африки и являлись опасными соседями для всех европейских держав.
Кастилии и Арагону нужно было нейтрализовать возможное сопротивление португальцев и обеспечить мирное обладание территорией, которая завоевывалась португальскими мореплавателями на юго-западе. Этой цели отвечали соглашения, заключенные в Алькасовасе в 1479 г. и в Толедо в 1480 г., которыми были подтверждены права Португалии на земли Гвинеи, на все острова, как уже открытые, так и те, которые будут открыты впредь "от Канарских островов вниз до Гвинеи" и на завоевание королевства Фец, доходившего до Мелильи. Но по условиям этих соглашений за Кастилией сохранились Лансароте, Пальма, Фуэртевентура, Гомера, Ферро, Грасьоса, Гран-Канария, Тенериф и "все остальные Канарские острова, как уже завоеванные так и те, что будут завоеваны в будущем". Ту же цель преследовали соглашения с Португалией 1494 и 1509 гг., в результате которых удалось добиться от этой державы формального признания прав Испании на Пеньон де Гомеру, территорию, фактически уже завоеванную испанцами в пределах той сферы, которая отведена им была в Африке по условиям договора 1479 и 1480 гг. Впрочем, как указывает самый факт захвата Пеньона, наличие соглашений с Португалией ни в какой степени не препятствовало испанским королям, и в особенности Фердинанду, осуществлять свои политические планы, целью которых было господство над всем побережьем Северной Африки. Планы же эти реализовались следующим образом.
Часть Канарских островов была завоевана в начале XV в. французом Бетенкуром, который по обычаю того времени хотя и овладел новыми землями, будучи вассалом короля, но остался сеньором завоеванной территории. Эта сеньория уступалась, перепродавалась и переходила из рук в руки, пока в 1477 г. не перешла королеве Изабелле от ее последнего владельца Диего Гарсйа Эрреры. Королева послала войска, которые после упорных сражений окончательно овладели (в 1494 г.) еще не завоеванными островами, и в частности Гран-Канарией и Тенерифом, туземные обитатели которых назывались гуанчами. Португалия, которая претендовала на обладание Канарскими островами, отказалась от своих прав в пользу Кастилии в 1479 г. Оставалось, следовательно, приобрести опорный пункт против мавров на западном побережье Африки, что стало еще более необходимым после основания (тем же Диего Эррерой) форта Санта Крус де Map Пекенья на африканском берегу.
Стремление к господству над африканским побережьем исходило от самих королей, причем у Изабеллы оно выражалось в более стойкой форме, хотя и Фердинанд упорно преследовал те же цели, желая приостановить продвижение португальцев в северо-западной Африке. Подобные же тенденции, но не целеустремленные, а стихийные, проявлял и кастильский народ.
Желание продолжать завоевательные войны против мавров на африканской территории кастильцы продемонстрировали в многочисленных набегах, которые предпринимались задолго до походов Сиснероса на свой риск и страх частными лицами. Один документ 1506 г., в котором содержатся указания о наилучших способах совершения набегов на африканское побережье (указания сами по себе свидетельствующие, что подобные набеги совершались часто), начинается советом использовать услуги андалусских воинов, "так как уже в течение многих лет они совершают набеги на земли нагорной Африки и на Берберию, западную и восточную". И далее даются еще более точные рекомендации о пунктах, где следует вербовать таких людей. Документ гласит, что их следует нанимать "в Хересе де ла Фронтера, и в Пуэрто де Санта Мариа, и в Кадисе, и в Сан Лукаре, и в герцогстве Медина-Сидония, и в Гибралтаре, и в Картахене, и в Лорке, и на морском берегу, потому что для обитателей этих мест походы в Африку, захваты мавританских кораблей, опустошение берберийских земель, поселков и деревень является делом привычным... У людей в этих местах имеются такие вожаки, для которых от Бужии до оконечности Тетуана (мыса Эспартель) или мыса Сеуты нет ни одного места, ни крепости, ни деревни, ни поселка, ни долин, ни гор, ни гаваней, ни устьев рек, ни сторожевых башен, где бы они не могли защищаться и нападать и которых бы они не знали так, как нужно сие знать". Документ этот упоминает следующие экспедиции: экспедицию алькайда Роты, который в 1480 г. вместе с другими рыцарями снарядил 150 кораблей и овладел Асамором; поход хересских рыцарей, которые захватили Каса дель Кавальеро; рейд Франсиско Эстопиньяна и его сотоварищей, в 1487 г. совершивших набег на западное побережье Марокко; поход алькайда Гибралтара Педро де Варгаса, который в 1497 г. взял приступом Таррагу; экспедицию Фернандо де Менесеса и его брата в 1490 г.; набеги с островов Бусима (Альхусемас) и Фадала и многие иные рейды, которые совершались то одними испанцами, то совместно с португальцами. Все эти набеги не только находили одобрение, но и поощрялись королями как по
Арабское господство в Испании
Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории
Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Христианские территории
Начало реконкисты в Испании. Мусульманские государства
Испания. Социальные реформы "католических королей"
Испания. Политические реформы "католических королей"
12.01Вильгельм Оранский. Последние годы жизни
12.01Вильгельм Оранский. Борьба за единство Нидерландов
09.01Вильгельм Оранский в 1567 - 1576 гг.
04.09Вильгельм Оранский. Вождь оппозиции
04.09Вильгельм Оранский. Начало политической деятельности